Россия намерена обойти США в торговле с Индией

Дели рассматривает нашу страну в качестве лидирующей интеграционной силы на евразийском пространстве
Алексей Баев,
Фото: REUTERS/Mustafa Quraishi/Pool

Находившийся в Дели с рабочим визитом заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин рассказал о планах увеличения двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

— Выход к 2020 году на объемы торговли в $15 млрд — не слишком амбициозная задача, — считает он.

По мнению чиновника, скачок должен быть достигнут через претворение в жизнь уже существующей дорожной карты в области как гражданского, так и военно-технического сотрудничества. Учитывая наши традиционные связи, масштаб экономического взаимодействия России и Индии должен превышать уровень сотрудничества Дели и Вашингтона.

Сейчас объем товарооборота между нашими странами без учета ВТС составляет чуть более $5 млрд. По словам министра иностранных дел Индии Соманахалли Маллая Кришна, показатели I квартала текущего года вселяют оптимизм. Однако для достижения поставленной цели необходимо удвоить усилия.

— Сегодня Россия представляет собой лидирующую интеграционную силу на евразийском пространстве. Это открывает для нас новые возможности сотрудничества, в том числе путем заключения соглашения об экономическом партнерстве с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана, — утверждает он.

— Если Россия намерена постараться обойти США в торговле с Индией, момент сейчас неплохой. В индийском обществе растет недовольство тем, что Вашингтон пытается диктовать Дели правила, по которым мы должны выстраивать экономическое взаимодействие. Однако решить кардинально вопрос увеличения торговли с Россией не удается уже на протяжении многих лет. Для преодоления этого потребуются сверхусилия, — полагает сотрудник Института стратегических исследований Индии Мина Рой.

По мнению Дмитрия Рогозина, выход из ситуации лежит в полномасштабном переходе от классической торговли к созданию совместных производств и ведению НИОКР. В качестве наиболее перспективных направлений он выделил высокотехнологические отрасли.

— Россия намерена активно участвовать в модернизации построенных еще во времена СССР предприятий в Индии, создавать самые современные производства, опережающие мировые аналоги. Примеры подает «Росатом», который ведет строительство самых современных и безопасных энергоблоков на АЭС «Куданкулам». Мы стараемся работать и в таких наукоемких сферах, как авиация и космос, — говорит Рогозин.

Речь идет прежде всего о совместной разработке и производстве транспортного и пассажирского самолета, перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, подключении индийского научного потенциала к работам по совершенствованию глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Способствовать этому, по мнению Рогозина, будет и то, что до 2020 года наша страна намерена потратить более $100 млрд на модернизацию собственной военной промышленности и $850 млрд — на перевооружение армии. Новый потенциал отечественного ВПК должен будет позитивно сказаться и на сотрудничестве в сфере ВТС.

Принципиальным вопросом для решения задачи остается и решение накопившихся проблем, в том числе облегчение визового режима и создание условий для развития контактов между бизнесменами двух стран. В этой связи заместитель председателя правительства отметил необходимость решения вопроса вокруг отозванной индийцами лицензии совместного предприятия «Система Шиям Телесервисез Лтд».

— Необходимо найти решение, которое позволило бы российскому бизнесу комфортно чувствовать себя на индийском рынке. Уверен, что это возможно сделать в дружеском ключе, — отметил Рогозин.

— Очевидно, что окончательное решение по 122 лицензиям компаний, работавших в спектре 2G, отразится на планах создания совместных предприятий не только с Россией, но и с другими странами, — заявил «Известиям» сотрудник индийского Института глобального экономического партнерства Ашиш Бхар.

С учетом того, что российская компания «Система» — крупнейший инвестор, сложно, по его мнению, представить, что лицензия не будет возвращена. В противном случае российский бизнес воспримет эту историю как сигнал «быть осторожным в крупномасштабном сотрудничестве с индийскими партнерами».