Коррупционно опасные должности внесут в реестр

Госдума составляет список наиболее подверженных коррупции государственных постов
Анастасия Кашеварова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

В Госдуме создана комиссия, которая займется разработкой изменений в Бюджетный кодекс. Однако одним из главных результатов ее деятельности станет создание списка коррупционно опасных должностей, выяснили «Известия».

В России практика составления перечней наиболее коррупционно опасных сфер деятельности и должностей уже существует на уровне регионов и отдельных ведомств: там приняты постановления об утверждении списков.

Это делается в рамках реализации Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008.

Однако, как рассказали «Известиям» в Госдуме, полного федерального реестра, определяющего, какие должности должны особо проверяться и контролироваться на предмет коррупционности, до сих пор нет.

— Пока точного понимания, как это будет все оформлено, нет, так как комиссия сформирована буквально на днях. Но такой перечень крайне необходим. В нем будет прописываться четкая компетенция каждого чиновника и управленца, что входит в их обязанности и чем они могут заниматься и какие решения принимать, — рассказывает «Известиям» член комитета ГД по бюджету и налогам Раиса Кармазина

По ее словам, в соответствии с этим законопроектом будут вноситься изменения и в другие смежные законодательные акты, чтобы не было двусмысленности при их трактовке.

Базой для создания перечня особо контролируемых сфер деятельности пока планируют сделать закон о контроле над расходами чиновников, в котором приведен список потенциально опасных постов.

— В реестр данного нормативного акта входят чиновники, сотрудники внебюджетных государственных фондов, крупнейших банков и госкорпораций. Его нужно дополнять в зависимости от поступающих предложений. Например, комитет по бюджету и налогам волнует распределение налоговых средств, информация о лицах, принимающих решения по расходованию денег, — считает член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов.

По мнению Костунова, целесообразно составить и более краткий список — для особого контроля. В него войдут чиновники и управленцы, которые распоряжаются крупными суммами госбюджета и участвуют в проектах с серьезным госфинансированием.

Однако в правительстве не все считают, что данная инициатива сможет серьезно повлиять на искоренение коррупции в России. Так, один из высокопоставленных чиновников кабмина предпочел выразить свое мнение о низкой эффективности такого рода инициатив образно.

— Непонятно кто кого будет проверять, так как в этот список войдут и представители Счетной палаты и Генпрокуратуры. Мне кажется, это все бесполезно. Норберт Винер, основоположник кибернетики, рассказал как он догадался, что будет кризис 1929 года: в американских семьях появилась мода заводить болонок, в его глазах это была такая бессмыслица, что она должна была явно привести к катастрофе. Я считаю, что это очередная «болонка», — сокрушенно сказал собеседник «Известий».

Мнения экспертов по поводу идеи составления перечня также разделились.

Так ректор УЦ «ФИНАМ» Ярослав Кабаков полагает, что закон, определяющий «коррупционно-опасные должности», к нужному результату не приведет: слишком размыты критерии.

— Перед Госдумой стоит задача принятия некоего рамочного документа, базы для принятия остальных, более конкретных документов в данной сфере. Они должны касаться определения порядка, характера и периодичности контроля чиновников, занимающих коррупционно-опасные должности, — говорит он.

По мнению Кабакова, к категории коррупционно-опасных можно отнести практически всех чиновников, занимающих руководящие посты. А также специалистов среднего и нижнего звена в отдельных ведомствах.

— В этой связи важно, чтобы создаваемая государством нормативно-правовая база в сфере борьбы с коррупцией регулировала работу «опасных» чиновников в разумных рамках, иначе возможно существенное снижение эффективности госаппарата, — отметил Кабаков.

Финансовый омбудсмен Павел Медведев также считает, что идея создания реестра потенциально коррупционных должностей — не самая лучшая. По его мнению, здесь лучше позаимствовать опыт других стран.

— Получается, что все государственные структуры надо включать в этот перечень. Аудиторы, судьи, полицейские — все опасны. Есть разные примеры в мировом опыте. Некоторые страны просто вязли в коррупции, но справились. Туда можно направить делегацию, она соберет информацию об опыте своих коллег, — заключил Медведев.