Арт-обзор

12 —18 июля
Дмитрий Смолев
Дмитрий Бальтерманц. фото: архив редакции

«World Press Photo 2012»

Устроители московской выставки «World Press Photo 2012» приняли решение продлить ее работу до 22 июля. Фонд «Объективная реальность» уже в шестой раз показывает в России экспозицию такого рода, которая традиционно путешествует по миру после объявления победителей WPP. Этот конкурс считается самым престижным и авторитетным в сфере фотожурналистики. Нынешний финал прошел в Амстердаме в 55-й раз. Международное жюри определило лауреатов в девяти основных номинациях – например, «События», «Повседневная жизнь», «Спорт», «Природа», – каждая из которых имеет несколько градаций. В итоге состав победителей получился, как обычно, внушительным: на выставке демонстрируются работы 59 фотографов из 24 стран. Есть среди лауреатов и наши соотечественники – Юрий Козырев, Александр Гронский, Александр Таран. А обладателем гран-при «Фотография года» признан испанец Самуэль Аранда со снимком йеменской женщины, нашедшей своего сына в госпитале после уличной демонстрации.

До 22 июля

Арт-центр «Ветошный»

Ветошный пер., 13, тел.: (495) 532 87 73.

Дмитрий Бальтерманц. Ретроспектива

В истории советской фотографии было немало достойных имен, но если выбирать из них одно, которое бы олицетворяло саму профессию репортера, это вполне могло бы быть имя Дмитрия Бальтерманца. В его долгой карьере случались и взлеты, и падения – например, в 1943 году, будучи фронтовым корреспондентом, Бальтерманц из-за ошибки редактора угодил в штрафной батальон. Впрочем, к репортерской работе ему удалось вернуться. Фронтовые серии этого фотографа стали классикой жанра. А еще он снимал советских вождей – от Сталина до Горбачева, создав уникальную хронику отечественного официоза.

Полувековой стаж на фотографической ниве превратил Дмитрия Бальтерманца в легенду, приобщиться к которой есть возможность на ретроспективной выставке. Музей «Московский дом фотографии» показывает, конечно, не все наследие мастера (оно исчисляется тысячами кадров), но главные вехи биографии и самые удачные снимки здесь будут непременно.

До 2 сентября

Мультимедиа Арт Музей

ул. Остоженка, 16, тел.: (495) 737 66 47. Вторник – воскресенье с 12.00 до 21.00.

«Николай Загреков и русский Берлин»

Словосочетание «русский Берлин» не удивит тех, кто хотя бы немного знаком с обстоятельствами и путями «первой волны» эмиграции из Советской России. В начале 1920-х годов столица Германии была поистине «нашим» городом: количество оказавшихся там беженцев и переселенцев, не принявших власть Советов, не поддавалось ни какому учету. Многие потом двинулись дальше на Запад, но были и те, кто остался в Германии навсегда. В частности, так поступил художник Николай Загреков: студент ВХУТЕМАСа женился на немке и в 1921 году перебрался на ее родину.

Загреков прожил в Германии очень долгую жизнь, успев даже застать падение Берлинской стены. Но, пожалуй, самыми яркими и насыщенными в его творческой биографии был довоенный период. Нынешняя выставка посвящена не только работам самого художника, но и атмосфере тех лет, запечатленной на собственноручных фотографиях Загрекова. Из названия экспозиции понятно, что многие материалы из этого проекта касаются подробностей жизни «русской колонии» в Берлине – жизни на удивление активной и занимательной.

До 2 августа

Мультимедиа Арт Музей

ул. Остоженка, 16, тел.: (495) 737 66 47. Вторник – воскресенье с 12.00 до 21.00.

Арсений Жиляев «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы»

Еще лет десять назад трудно было представить себе художников, всерьез тоскующих по «пролетарскому искусству» и исповедующих «левый дискурс». И вот уже не только народилась, но и оперилась генерация, представители которой совсем не прочь провозгласить что-нибудь эдакое в качестве своих творческих установок. В полную искренность подобных деклараций верится не очень, однако факт остается фактом: проекты с революционно-утопическими установками все чаще встречаются на нашей арт-сцене. Один из ведущих молодых «левых» Арсений Жиляев представляет сейчас в Третьяковской галерее свою инсталляцию, где обыгрываются на новый лад традиции рабочих клубов, популярных в 1920-е годы, и вообще всячески интерпретируется понятие «пролетарской культуры» – вплоть до недавней эстетики уличных протестов. Спецпроект из параллельной программы 3-й биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» сопровождают раннесоветские произведения из фондов Третьяковской галереи.

До 31 августа

Государственная Третьяковская галерея

Крымский вал, 10, тел.: (499) 238 13 78. Вторник – воскресенье с 10.00 до 19.30