Рост штрафов за плохой ремонт дорог не улучшил их качество

Подрядчики предложили московским чиновникам лично присутствовать при дорожных работах
Александра Гавычева
Фото: Евгений Самарин

Столичный мэр Сергей Собянин выразил недовольство качеством ремонта московских дорог. Градоначальник возмутился тем, что подрядчиков, уже оштрафованных за недоделки, приходится наказывать рублем снова и снова. «Они что мазохисты? — резко заявил мэр. — Они считают, что их никто не будет контролировать и просто так примут их работы?»

Общая сумма штрафов за нарушения в уборке и содержании города с начала 2012 года составила 814 млн рублей. Это в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Лишь за минувшую неделю — с 26 июня по 3 июля — было собрано 26 млн рублей, за плохое содержание дорог подрядчиков оштрафовали на 9,1 млн рублей.

Этот факт вызвал гнев градоначальника. «Что у вас там с бракоделами? Лабораторный контроль дает плохое качество объектов», — обратился мэр к префекту Северного округа Владимиру Силкину.

Тот признал, что работы приходится переделывать по нескольку раз.

— Из 155 объектов, которые находятся в работе, по 24 предъявили претензии и оштрафовали на 12 млн рублей. Я дал поручение еще больше штрафовать, потому что есть претензии по технологии и качеству, — сказал префект.

Собянин отметил, что подрядчики отдают на штрафы как минимум 3% стоимости ремонта вверенных им дорог. Окружные чиновники подчеркнули, что ни один объект до устранения нарушений не принимается и не оплачивается.

Проблема брака на столичных дорогах стала очевидной, отмечают эксперты.

— В тендерах на ремонт магистралей единственным определяющим фактором является цена — выигрывают те, кто готов работать дешевле, — пояснил доцент Московского автомобильно-дорожного университета Юрий Васильев. — О качестве никто не думает.

Генеральный директор Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве (АСПОР) Александр Малов заявил, что у подрядчиков тоже накопилось много претензий к власти.

— За качество отвечают и подрядчики, и заказчик — 50% на 50%, — заявил он. — Пусть власти тоже возьмут на себя ответственность. А они не хотят. В Америке я видел, что на дороге вместе с подрядчиком присутствуют семеро представителей заказчика. На их глазах проходят все работы. А у нас на объектах вы не увидите ни одного представителя заказчика.

Мэр, по словам Малова, должен в первую очередь спрашивать со своих подчиненных, заказывающих работы. При этом эксперт признал, что Россия в плане качественного ремонта дорог отстает от других стран. Малов согласился, что из-за установленной конкурсной процедуры — когда подрядчика выбирают по самой низкой цене, на рынок часто приходят компании, имеющие «только ручку и стол».