Обучение педагогов в США уходит в Сеть

Новейшие технологии позволили сократить срок обучения будущих специалистов до двух лет. Стать учителем теперь можно не выходя из дома
Алиса Муравьева
Фото: REUTERS/Eric Thayer

Система образования в США претерпевает глобальные изменения: следуя за стремительным развитием современных технологий, Америка готовит новое поколение профессиональных педагогов онлайн.

Теперь получить диплом специалиста в области педагогики можно максимум за два года, даже не появляясь в учебном заведении. Нововведение так полюбилось американцам, что в стране открываются интерактивные веб-вузы.

Согласно данным департамента образования США, в 2010 году педагогический состав шести самых успешных учебных заведений страны составляли педагоги, получившие виртуальное экспресс-образование.

В отдельных штатах, таких как Колорадо, работают виртуальные вузы — 21st Century Virtual Academy и Сolorado Virtual Academy (COVА) — на базах государственных образовательных учреждений.

Стать профессиональным педагогом в США теперь может любой желающий: одно- или двухгодичные курсы обойдутся примерно в $30–55 тыс. в среднем за всю экспресс-программу обучения. Встречи с профессором происходят в онлайн-режиме в заранее оговоренное, удобное для обучающегося время, они неограниченны по времени и построены так, как того хочет студент. Стратегию обучения обучающийся тоже может выбрать самостоятельно.

По окончании программы сдаются онлайн-экзамены, и, получив диплом магистра, можно отправляться преподавать в школу или вуз. Выбор виртуальных педагогических программ варьируется в зависимости от первоначальной профподготовки студента: администраторы, помощники учителей, тьюторы, педагоги и т.д. При этом большинство вузов, обучающих будущих американских педагогов виртуально, гарантируют последующее трудоустройство.

В России система онлайн-образования только начинает развиваться. Подобная практика опробована лишь в некоторых столичных университетах. Называются эти программы факультетами дистанционного обучения и представляют собой удаленное общение студента с педагогом. Это означает, что студент общается с профессором в своем личном виртуальном кабинете и сдает экзамены в онлайн-режиме (это практикует Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова). Однако речь идет об удаленном образовании, а не виртуальной системе обмена информацией в реальном времени.

Что касается онлайн-обучения будущих педагогов, наладить эту систему в России на данный момент не представляется возможным. К тому же, по мнению экспертов, учитывая российские законы и менталитет, возникает вопрос об эффективности подобных нововведений.

Как рассказали «Известиям» в Министерстве образования России, с юридической точкизрения у нас вопрос профессионального обучения педагогов интерактивно в столь сжатые сроки не урегулирован.

Такого же мнения придерживается ректор Российского экономическогоуниверситета им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин.

— Не считаю возможным внедрение подобной программы по профессиональному обучению педагогике в России. Американцы, на мой взгляд, просто предлагают свою образовательную услугу — вы нам платите небольшие деньги, мы вам даем диплом. Для российских работодателей, коими являются директора школ, колледжей, диплома, полученного за год-два обучения, недостаточно. У нас для трудоустройства в учебное заведение нужно получить высшее педагогическое образование. Другое дело, если речь идет об экспресс-обучении тьюторов, то есть помощников, администраторов учебного процесса для студентов, обучающихся дистанционно. Как правило, ими могут стать студенты, уже получившие дистанционное образование, то есть располагающие навыками онлайн-обучения. Они проходят виртуальное обучение и становятся профессиональными тьюторами. Вот такая программа, на мой взгляд, была бы весьма эффективна в системе российского образования, — считает Гришин.

Основные задачи интерактивных программ для учителей — обеспечение студентов работой, упрощение образовательного процесса и внедрение ультрасовременных технологий.

Педагогические интернет-классы, по мнению госчиновников, способствуют улучшению концентрации каждого студента на учебном процессе (на удаленных занятиях один на один с профессором нет возможности ни с кем параллельно общаться и отвлекаться на посторонние действия), обеспечивают полный доступ к азам и особенностям профессии учителя (можно задавать любые вопросы в неограниченном количестве) и, самое главное, популяризируют работу педагога (молодежь пытаются заинтересовать солидными зарплатами и перспективными должностями — до недавнего времени учителя получали ничтожно малые деньги и количество студентов, желающих идти в педагогику, снизилось практически до нуля).

Дело в том, что американская система образования неоднократно и жесткоподвергалась критике за низкий уровень допуска желающих освоитьпрофессию, ненадлежащее обучение будущих педагогов преподавательским навыкам. Слоганом к пиар-компании по привлечению будущих учителей вполне могло стать что-то вроде: «Сиди дома, занимайся своими делами, отвлекись на несколько часов на курсы, параллельно готовя обед, и зарабатывай не меньше обычного школьного педагога, то есть около $40 тыс. в зависимости от учебного заведения и специализации».