ЗСД прошел по банкам

В строительство центрального участка трассы вложат 90 млрд рублей
Роман Вилев
Интерпресс / Андрей Котов

Подписанное в рамках ПМЭФ-2012 финансовое соглашение по строительству центрального отрезка Западного скоростного диаметра губернатор Георгий Полтавченко назвал главным событием прошедшего экономического форума. Теперь судьба ЗСД решена: сквозное движение по всей трассе откроется уже к 2015 году.

— Эта дорога как воздух нужна Петербургу: она разгрузит его от потоков грузового транспорта, позволит легковой транспорт оттянуть от центра, — объяснил Полтавченко значимость события.

Известно, что соглашение в силу его сложности готовилось долго и трудно. Не зря так сиял на церемонии подписания документов нынешний министр транспорта РФ Максим Соколов — ведь в бытность главой петербургского комитета по инвестициям он начинал работу по ЗСД. В итоге Смольный теперь договорился с победителем прошлогоднего конкурса — консорциумом «Магистраль Северной столицы» и банковским синдикатом (в его составе — ВТБ, Газпромбанк, ЕБРР, Внешэконом-банк и Евразийский банк развития) о выделении на финансирование центральной части ЗСД не менее 90 млрд рублей.

Глава ВТБ Андрей Костин и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, подписав документы, сошлись во мнении: ЗСД на сегодняшний день является крупнейшим в мире проектом частно-государственного партнерства в сфере дорожного строительства.

При этом центральный участок — самый сложный на трассе с технической точки зрения. Он будет идти от набережной реки Екатерингофки до транспортной развязки на Приморском проспекте, а потому предполагает по меньшей мере три моста. Один из которых — вантовый через Неву — должен будет пропускать под собой морские и речные суда.

Напомним, что конкурс на финансирование строительства центрального участка и последующей эксплуатации всех участков ЗСД городское правительство объявило еще в феврале 2011-го. А уже в августе победителем был признан консорциум «Магистраль Северной столицы», организованный ВТБ и Газпромбанком.

Он брал на себя обязательства привлечь в проект необходимые средства, осуществить строительство центрального участка ЗСД, проводить платную эксплуатацию всей трассы ЗСД, включая капитальные и текущие ремонты, содержание и техническое обслуживание автомагистрали. На согласование всех этих тонкостей ушел почти год. Но теперь в финансовых документах поставлена точка.

Строительство трассы «Магистраль» обещает завершить к концу 2015 года. К тому моменту общая стоимость центрального участка ЗСД составит 120 млрд рублей — помимо заявленных в соглашении средств банков, в проекте поучаствует госказна в лице федерального и городского бюджетов.

По словам гендиректора ОАО «ЗСД» Игоря Лукьянова, подготовительные работы на цент-ральном участке трассы уже ведутся, а в сентябре рабочие выйдут на площадку. Вообще, строительство ЗСД ведется с двух концов: работы идут на северном и южном участках. Причем северный отрезок ЗСД длиной в 26 км (от Приморского проспекта до автодороги Е-18) заработает в полном объеме в конце 2012 года, а южный (длиной в 11 км, идет от станции Предпортовая по территории морского порта до Екатерингофки) — в конце июля, то есть совсем скоро. Тогда же — об этом говорили в кулуарах форума — будет поднята и плата за проезд по уже действующему участку.

(Сейчас владельцы легковых машин должны вносить за проезд по 7-километровому южному отрезку трассы 30 рублей, а водители грузовиков платят 100 рублей.) После завершения всех работ общая протяженность ЗСД составит 46,6 километра. Дорога будет включать в себя 14 транспортных развязок, ее пропускная способность — до 128 тыс. автомобилей в сутки. Общая стоимость проекта ЗСД — 212,7 млрд рублей.