Арест участниц Pussy Riot отметили разгоном пикета

Перед зданием Таганского суда Москвы полицейские жестко пресекли акцию сторонников скандальной панк-группы
Екатерина Карачева, Дмитрий Евстифеев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Таганский райсуд Москвы продлил до 24 июля срок ареста для участниц панк-группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич, обвиняемых в хулиганской выходке в храме Христа Спасителя. Перед заседанием суда их сторонники устроили акцию поддержки, во время которой полиция задержала более 10 человек. Сами участницы Pussy Riot заявили суду, что ни о чем не жалеют, и повторили бы панк-молебен.

20 июня уже с утра около Таганского суда дежурил внушительный отряд полиции, который поставил заграждения на подходе к зданию и пускал внутрь только по повесткам. В переулках дежурит полиция и сотрудники ДПС, на месте находятся девять полицейских автобусов с затемненными стеклами. Следить за порядком столичное ГУ МВД отправило печально известные среди столичных оппозиционеров 1-й и 2-й оперативные полки полиции.

— Освободите проезжую часть! — гонял людей полицейский с мегафоном.

Перед зданием суда собралось около 300 человек. Толпа состояла преимущественно из сторонников активисток, а также небольшого количества их противников и журналистов.

Сторонники Pussy Riot, которых можно было опознать по белым лентам и плакатам с лозунгами «Я против!» и «Свободу Pussy Riot», выкрикивали лозунги в поддержку панк-активисток и свистели в свистки, которые раздавали в толпе всем желающим. Полиция сочла такое поведение нарушением общественного порядка, после чего начались задержания.

В автозак попали пять человек, включая случайного прохожего, стоявшего в стороне с белой лентой. Автозак уехал в Таганский ОВД. Люди сопровождали действия полицейских криками «Позор!».

Вскоре в толпе вспыхнула потасовка, и кто-то принялся обливать людей квасом. Это спровоцировало вторую волну задержаний, и в автозаке под крики «Позор!» оказалось еще семь человек.

Параллельно с сочувствующими активисткам у здания суда находятся противники Pussy Riot, также с плакатами и лозунгами вроде «Мракобесие, познай закон». Один из собравшихся пояснил «Известиям», что они пришли сюда выразить свой протест против «разжигания национальной и религиозной розни», которым занимались арестованные активистки.

Особый ажиотаж в толпе вызвало появление около суда известного актера и музыканта Никиты Джигурды, который еще накануне обещал прийти и поддержать арестованных девушек.

Первым рассматривалось дело Надежды Толоконниковой, более известной как Надя Толокно. Адвокат девушки настаивал на том, что ее следует выпустить под залог, поскольку разлука с матерью наносит моральную травму ее 4-летней дочери. Также, по словам адвоката, отсутствие у безработной активистки постоянного заработка помешает ей скрыться от следствия.

— В экспертизе говорится, что мы исчадия ада, но мы не враги истинным христианам, мы не признаем себя виновными. В Евангелии говорится, что верующие должны прощать. Если мы кого-то обидели, то почему нас не простить? — заявила Толоконникова.

После недолгого совещания суд продлил арест Толоконниковой еще на месяц.

Следом суд рассмотрел дело Самуцевич. Адвокат Волкова просила суд освободить ее подзащитную из-под стражи, объясняя это тем, что она неопасна для общества и уже ранее добровольно ходила к следователю. Суд также продлил для Самуцевич арест еще на месяц.

— Мы ни о чем не жалеем. Если бы можно было повернуть время назад, мы бы повторили нашу акцию,— заявила суду Самуцевич.

Мария Алехина вошла в зал с Библией. Ее адвокат также попросил изменить для нее меру пресечения и в качестве аргументов заявил, что у Алехиной есть малолетний ребенок, она хорошо учится и характеризуется. На суд это не произвело особого впечатления. Суд продлил для нее арест до 24 июля.

Участницы Pussy Riot не питают иллюзий относительно своей дальнейшей судьбы.

— Девушки уже, в принципе, все понимают и готовятся к обвинительному приговору, — пояснила «Известиям» адвокат Самуцевич Виолетта Волкова.

Адвокаты уже пообещали обжаловать решение Таганского суда, вплоть до Европейского суда по правам человека.

Грандиозный скандал вокруг Pussy Riot разгорелся после их последней «акции», которая прошла 21 февраля 2012 года в храме Христа Спасителя. Пять девушек в масках и ярких платьях вскочили на амвон и устроили провокационный панк-концерт. Охрана храма оказалась не готова к неожиданному «панк-молебну» (так его называют сами девушки) и не смогла задержать хулиганок. Возмущенные общественники провели собственное расследование, а полиция возбудила уголовное дело по статье «Хулиганство».

В начале марта сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом задержали активисток панк-группы Pussy Riot Марию Алехину и Надежду Толоконникову, а также мужа последней Петра Верзилова. Он был активистом скандальной арт-группы «Война», но теперь полицейские считают его лидером Pussy Riot.

После первого допроса подозреваемых Алехину и Толоконникову отправили в ИВС на Петровке, а чуть позже суд их арестовал. При этом суду было известно о том, что у обеих девушек есть дети. Верзилова оставили на свободе. Зато вскоре к подругам в СИЗО присоединилась еще одна участница «акции» в храме Христа Спасителя Екатерина Самуцевич.