Путину предложили Шевчука, Романову и Познера

Музыкант, журналистка и телеведущий в списке кандидатов в состав Президентского совета по правам человека
Пьер Сидибе, Наталья Галимова
Фото: ИЗВЕСТИЯ

Президентский совет по правам человека провел тайное голосование, по итогам которого выдвинул в свои ряды новых членов. Среди них — Юрий Шевчук, Ольга Романова и Владимир Познер. Фамилии этих известных деятелей фигурировали в списке для голосования. В выборах приняли участие действующие члены совета, рассказал «Известиям» на условиях анонимности один из участников процедуры.

— Я попросил членов совета высказаться, кого бы мы хотели видеть в составе совета. Это живая структура. Важно, чтобы люди друг друга понимали. Все фамилии узнаете, когда будет подписан указ президента, — заявил «Известиям» глава совета Михаил Федотов, наотрез отказавшись называть кого-либо из списка. На этой неделе Федотов планирует внести кандидатуры на рассмотрение президенту Владимиру Путину. По его словам, совет обновится больше чем на четверть.

— Конкурс составил 3–4 человека на место, — рассказывает главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. С каждым потенциальным претендентом беседует Михаил Федотов, встречи завершатся на этой неделе. Не исключено, что именно по этой причине, к примеру, Юрий Шевчук не был в курсе своего выдвижения.

— Предложений никаких не делали, — сообщил музыкант «Известиям».

На вопрос, принял бы он предложение войти в совет, Шевчук ответил, что это слишком серьезное дело, чтобы дать ответ немедленно.

— Надо думать. А я сейчас на гастролях, извините, — сказал он.

Предложение войти в совет делалось правозащитнику из «Мемориала» Александру Черкасову, но тот отказался.

— Я считаю, что сотрудничество с властью необходимо, но только в том случае, когда оно приносит результат, когда власть готова выслушивать советы, — рассказал сам Черкасов. По его мнению, нынешняя власть к восприятию советов явно не готова.

— Президент на днях заявил, что будет введена уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства. А это противоречит духу прав человека. Недавно принятый закон о митингах на самом деле запрещает гражданам митинговать. У моих коллег был достаточный опыт работы в совете. Я же ширмой быть не хочу.

Скептицизм в отношении Совета по правам человека при президенте Путине выражает его член, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. По его словам, очень многие эксперты хотят уходить из совета (на данный момент орган покинули уже 11 человек).

— Ситуация становится довольно странной с моральной точки зрения. Закон о митингах был принят вопреки всякому мнению совета, на него даже не обратили внимание. А потом, непонятно, нужен ли он (совет. — «Известия») Путину. Если он не будет прислушиваться к нам, то мы совсем превратимся в чисто декоративное мероприятие, — говорит Караганов.

Другой представитель совета, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, тоже расстроен последними событиями.

— Первый наш посыл был сработан «на корзину». Над экспертным заключением по закону о митингах мы работали в течение трех недель. И ноль внимания, — говорит он.

Впрочем, Михаил Федотов настроен оптимистично и уже рассказывает, чем займется обновленный совет.

— Важно не упустить темы, которые у нас были, в том числе дело Ходорковского, — говорит правозащитник. — Но главное — не Ходорковский, а необходимость изучать проблемы, которые есть в сфере уголовной политики и уголовно-процессуальном законодательстве, в практике, и предлагать пути решения этих проблем.

Михаил Федотов надеется, что ему удастся обсудить с главой государства все предложенные советом кандидатуры. Согласно положению о совете, его состав утверждается президентом РФ. Между тем высокопоставленный источник в Кремле заявил «Известиям», что Путин подпишет тот состав совета, который принесет ему Федотов.

— Не надо втягивать президента в эту повестку, — говорит кремлевский собеседник, имея ввиду подбор кадрового состава совета.