Как Екатерина II Кремль проектировала

Объемная модель Большого Кремлевского дворца работы Василия Баженова включена в постоянную экспозицию Музея архитектуры имени Щусева
Дмитрий Смолев
Источник: www.vashdosug.ru

Словосочетание «Большой Кремлевский дворец» вроде бы не предполагает широкого спектра ассоциаций. Практически у всех в сознании возникнет одна и та же картинка: парадный фасад, смотрящий с Боровицкого холма на Москву-реку.

Здание, выстроенное по проекту Константина Тона в 1840-е годы, настолько прочно закрепилось в официальном столичном ландшафте, став едва ли не главным символом нашей государственности, что представить на этом месте что-нибудь альтернативное крайне затруднительно — но все-таки возможно. Такой шанс предоставляет зрителям Музей архитектуры имени Щусева, включивший в свою постоянную экспозицию раритет из раритетов — объемную модель БКД, во всех деталях представляющую нереализованный замысел Василия Баженова.

Дело было при императрице Екатерине II. Едва вступив на престол, «государыня-матушка» задумалась о том, как бы поэффектнее и помонументальнее обозначить судьбоносность своего правления. Одним из важнейших шагов в этом направлении должна была стать перестройка московского Кремля. Проектирование было поручено молодому зодчему Василию Баженову — тогдашнему любимцу монархини, впоследствии впавшему в немилость.

Реконструкция старинной крепости обещала быть радикальной: достаточно сказать, что еще до торжественной закладки дворца по указанию императрицы разобрали протяженный отрезок кремлевской стены. Если бы планы осуществились, нынешний облик Кремля разительно отличался бы от всем привычного. Но государыня в итоге передумала, не желая возвеличивать Москву в противовес Петербургу. Кирпичную стену вернули на место, а на память от грандиозного замысла осталась лишь баженовская модель БКД.

Сей масштабный объект и сейчас поражает воображение. Эта архитектурная модель не только является одной из крупнейших в мире, но еще и выступает редчайшим свидетельством развития зодческой мысли эпохи классицизма. Больше двух столетий конструкция мыкалась по временным хранилищам и музейным запасникам, пребывая по преимуществу в разобранном состоянии. И лишь теперь дело дошло до ее публичного экспонирования. Сотрудники Музея архитектуры уверяют, что баженовская модель обосновалась в здешних залах надолго.

«Кремль. Неслучившееся будущее. Модель Большого Кремлевского Дворца архитектора Василия Баженова»

С 20 июня постоянно

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

ул. Воздвиженка, 5, тел.: (495) 691-21-09, (495) 690-05-51. Вторник – воскресенье с 12.00 до 19.00