Мосгордума не поддержала закон о штрафах за агрессивное вождение

По мнению столичных депутатов, критерии агрессивности сформулированы слишком нечетко. Это приведет к росту коррупции
Александра Гавычева
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Никольский

Московские депутаты не поддержали федеральный законопроект, предусматривающий штраф до 5 тыс. рублей для водителей, создающих угрозу аварии. Об этом «Известиям» рассказал Сергей Гончаров, зампред комиссии по безопасности Мосгордумы.

— Этот закон внесли в Госдуму депутаты ЛДПР. Они предложили ввести такое понятие, как «агрессивное вождение», — сообщил Гончаров. — В проекте прописано несколько характеристик этого понятия. Но четкого пояснения, что такое агрессивное вождение автомобиля, нет. Поэтому возникает большая коррупционная составляющая. Сотрудник ГИБДД сможет по своему усмотрению сказать водителю, что тот ехал агрессивно, и водитель окажется в зависимом положении.

В самом законе агрессивным вождением считаются следующие действия водителя: неоднократное опасное маневрирование либо перестроение по полосам движения в нарушении правил дорожного движения, резкое торможение после ускорения, создание искусственных помех для других участников дорожного движения. Для таких автовладельцев будет установлен штраф от 2,5 до 5 тыс. рублей.

Гончаров добавил, что отрицательный отзыв на закон поддержали практически все столичные депутаты. Одновременно они отклонили поправки, которые предусматривали строгое наказание за перевозку детей без ремня безопасности. Водителю грозило лишение прав на срок до двух лет.

Гончаров уточнил, что в данном случае речь шла об общественном транспорте, который изначально не оборудован такими ремнями. «Наказывать водителя, работающего по найму на машине, которую не оборудовал производитель, — нецелесообразно, — подчеркнул депутат. — Для частных автомобилистов такой закон есть. Если бы производители общественного транспорта обязаны были делать ремни, с них еще можно было что-то требовать».

Автор закона, депутат Госдумы от фракции ЛДПР Ярослав Нилов сообщил, что не удивлен отрицательным отзывом Мосгордумы, пояснив, что причина этому — оппозиционность партии, к которой он принадлежит. Претензии столичных парламентариев депутат счел необоснованными, заявив, что в законе четко прописаны все параметры агрессивного вождения. И нарушителя, по его мнению, можно будет привлечь к ответственности с помощью доказательств.

— Это могут быть показания свидетелей, записи с камер наружного наблюдения. Также в последнее время растет активность общественных организацией, таких как «Синие ведерки». Они следят за ситуацией на дорогах.

По мнению Нилова, проблем на столичных дорогах будет больше, если такого закона в стране не будет: «Сегодня происходит масса случаев, когда водитель своим стилем вождения провоцирует страшную аварию, в которой погибают невинные люди. И часто виновника нельзя привлечь к ответственности, потому что формально он ПДД не нарушал. А в США, между прочим, за это можно получить реальный тюремный срок».

Депутат добавил, что отрицательный отзыв столичных парламентариев не может повлиять на принятие закона, поскольку носит рекомендательный характер. Документ все равно будет вынесен на обсуждение Думы, и может быть принят, даже если отрицательный отзыв пришлет правительство. Возможно, законопроект рассмотрят уже в сентябре.

Лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев не увидел в действиях Мосгордумы политической составляющей, согласившись, что закон действительно требует доработки и конкретизации. При этом он признал, что в других странах понятие «агрессивное вождение» уже применяется.

— У меня, например, есть товарищ в Канаде, у него Lamborghini. Он как-то на перекрестке нажал на газ, машина очень громко заревела — и его оштрафовали на $1 тыс. У них это считается агрессивным вождением, это один из его четких критериев.

Чтобы закон заработал в России, по его мнению, должно быть в первую очередь определено, как будут фиксироваться нарушения и что конкретно будут снимать камеры: шум, звук, скорость. Все это, по мнению эксперта, должно быть четко прописано. Также важно прописать нормы для мотоциклистов, поскольку этот транспорт имеет свою специфику.