РФПЛ готова продать только права на картинку

Футбольные клубы хотят удержать за собой рекламу на стадионах
Илья Десятерик

За полтора месяца до старта нового футбольного сезона в России обострилась борьба за право показывать наш чемпионат по телевизору — конкуренты стреляют в медиапространство суммами контрактов. Главных игроков на поле четверо. Продавец один - Российская футбольная премьер-лига (РФПЛ). Покупателей - трое: две российских телекомпании ВГТРК и «НТВ-Плюс», а также европейская маркетинговая компания Infront Sports & Media.

Предлагаемые соперниками цены различаются существенно. Однако цифра определяет не всё.

— Вы всё сравниваете некие денежные суммы и не обращаете внимание на то, что наши потенциальные партнеры хотят получить за эти деньги, — заявил «Известиям» коммерческий директор РФПЛ Андрей Леонтьев. — Взять, например, Infront. Эта компания хотела за свои деньги получить не только телевизионные, но и такой объем коммерческих прав, который не устроил наши ведущие футбольные клубы. Это даже не позиция лиги — у каждого клуба свое понимание, как надо реализовывать эти коммерческие права, и РФПЛ не может это обстоятельство игнорировать. И если раньше лига сама отвечала за все, то теперь действует рабочая группа, в которой представители клубов непосредственно участвуют в обсуждении всех вопросов, связанных с будущим телеконтрактом.

Поэтому иностранцы, хоть и предлагают самую высокую цену, выглядят аутсайдерами гонки. Они готовы платить минимум $65 млн за сезон. Об этом заявлял «Известиям» исполнительный директор компании Infront Бруно Марти, подчеркнув, что это гарантированная сумма, которую российская лига получила бы даже в том случае, если Infront оказалась бы в убытке.

Заработок иностранцы обещают поделить, отдав РФПЛ больше половины. При этом основная масса футбола ушла бы на платные каналы. Но число матчей, показываемых на общедоступных каналах России, по словам Марти, нужно увеличить ради популяризации российского чемпионата как телепродукта.

«НТВ-Плюс» предлагает почти втрое меньше — $100 млн за три сезона, из которых $20 млн — услуги по созданию телекартинки, а остальное — собственно финансовые поступления в доход РФПЛ. Основной телевещатель РФПЛ, контракт с которым истек в мае, в будущем хочет избавиться от необходимости показывать два центральных матча каждого тура в чужом — ВГТРК и «Первого канала» — общедоступном эфире. Бесплатно «НТВ-Плюс» готова показывать только один матч и только на канале НТВ, а остальное рассовать по каналам своего спортивного спутникового пакета. Что важно — на заработки футбольных клубов «НТВ-Плюс» не покушается.

— Нас всегда интересовали только телевизионные права, которых тоже множество разновидностей, — заявил «Известиям» Дмитрий Чуковский, главный продюсер спортивных каналов «НТВ-Плюс», - комменческие права мы никогда не трогали, не хотим играться с ними и впредь.

ВГТРК, которая некоторое время выступала партнером Infront в переговорах с РФПЛ, предлагает на $10 млн больше, снижать число трансляций в бесплатном общенациональном эфире не собирается. Сильными сторонами ВГТРК очевидно является наличие нескольких общенациональных каналов («Россия 1», «Россия 2» и др.), широкой сети региональных ГТРК и государственная поддержка.

Можно предположить, что, выйдя из тандема с Infront, государственное телевидение, так же как и НТВ, не станет претендовать на коммерческие права РФПЛ и клубов. Это делает их фаворитами гонки по сумме обстоятельств.