Путин и Меркель решили свести сирийский конфликт на нет

Россия, по словам Владимира Путина, не намерена прекращать поставки оружия в Сирию
Наталья Галимова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев

Сирийский вопрос стал основной темой переговоров Владимира Путина и Ангелы Меркель во время визита российского президента в Берлин. На итоговой пресс-конференции первые лица в унисон заявили о необходимости мирного решения проблемы. Однако готового рецепта не предложили: внутрисирийский конфликт приобрел слишком серьезные масштабы.

Берлин стал для Владимира Путина промежуточным пунктом в ходе турне Белоруссия–Германия–Франция. В немецкую столицу российский президент заехал буквально на несколько часов: вечером 1 июня он вылетел в Париж.

Оба визита носили максимально неформальный характер. Подписания каких бы то ни было документов не планировалось, российская делегация была крайне малочисленной и состояла лишь из двух помощников президента — Юрия Ушакова и Эльвиры Набиуллиной, а также пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова.

Большим сюрпризом стало появление перед журналистами Игоря Сечина, недавно возглавившего правление компании «Роснефть». Сечин пояснил, что приехал в Берлин по делам ВР и «Роснефти». К ведомству федерального канцлера Германии, где проходили переговоры, он приехал в одной машине с Путиным.

Напротив с утра толпились несколько десятков граждан. Поджидали российского президента. Причем не для того, чтобы выразить свой восторг. В толпе можно было заметить плакат «Путин нелегитимен» и лозунг в поддержку 31-й статьи российской конституции, гарантирующей право граждан на собрания. Президенту, однако, ознакомиться с содержанием плакатов не довелось: его маршрут к ведомству федерального канцлера пролегал по другому пути. А вот громкие крики: «Путин — долой!», раздавшиеся во время церемонии встречи с Меркель, до российского главы наверняка доносились прекрасно. Но российский президент и бровью не повел.

Переговоры за закрытыми дверями длились около часа. На пресс-конференции Путина и Меркель много говорилось о сирийской проблеме, которая обострилась после недавней бойни в Хуле, где были убиты несколько десятков мирных граждан. С немецкой стороны прозвучал вопрос: разделяет ли канцлер Германии мнение госсекретаря США Хиллари Клинтон, заявившей, что Москва всячески поддерживает Башара Асада, стараясь сохранить его режим?

— У нас нет различий в оценке, ситуация в Сирии ужасная. Никто не заинтересован в том, чтобы там была гражданская война. Мы делаем упор на достижение политического решения, — заявила Ангела Меркель.

Владимир Путин выступил в том же духе: «Люди, которые говорят, что Россия поддерживает какой-либо режим, ошибаются. С президентом Сирии у нас добрые отношения, но мы не поддерживаем ни одну из сторон, от которой исходит угроза».

Российский президент констатировал:

— Сегодня в Сирии мы видим нарождающиеся элементы гражданской войны, и это крайне опасно, — сказал он.

Применять какие-либо инструменты решения проблемы в одностороннем порядке, заверил Путин, никто не собирается:

— Нужно свести конфликт на нет и найти политическое решение проблемы.

При этом Москва не готова прекращать поставки вооружений в Сирию. «Россия не поставляет таких вооружений, которые могли бы быть использованы в гражданском конфликте», — заявил глава государства.

Путин и Меркель в один голос заверили присутствующих, что поддерживают план Кофи Аннана (бывший генсек ООН. — «Известия»), который заключается в том, чтобы усадить за стол переговоров Башара Асада и представителей оппозиции. Однако при кажущемся единодушии Москвы и Берлина по вопросу Сирии различия в позициях огромны. Россия считает, что Асад должен остаться на своем посту. ЕС и США — что в результате переговоров сирийский президент обязан добровольно сдать власть. После бойни в Хуле ситуация еще больше усугубилась: ведущие европейские государства отозвали из Сирии своих послов. Прогнозировать, каким образом разрешится конфликт, сейчас не в состоянии никто. Поэтому неудивительно, что канцлер Германии и президент России выступили с заявлениями исключительно протокольного характера.

Глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков говорит, что Россия может в будущем договориться с Западом по проблеме Сирии, но стороны по-разному видят решение.

— Для России план Аннана — это путь к диалогу, который, конечно, может закончиться отставкой действующего правительства, но это уже может быть только решение сирийского народа. А для Запада данный план — это немедленная отставка правительства. Разница заметна.

В любом случае, полагает эксперт, нужно сажать стороны за стол переговоров.