Алексей Айги скрестил рок с академизмом

Музыкант представил в московском «Доме» альбом Hard Disc
Артем Липатов
Алексей Айги представил в московском «Доме» альбом Hard Disc. Фото: Мария Козлова

Айги не выпускал новых альбомов девять лет. Нет, оговорюсь: альбомы у него выходили — коллаборации с Дитмаром Бонненом, «Русско-германским композиторским квартетом», музыка для кино. Не было только новых работ, сделанных с «4'33”», ансамблем, который для двух уже поколений символизирует связь популярной и элитарной культур.

Названный с легкой руки критика Дмитрия Ухова по знаменитой пьесе композитора Джона Кейджа, в которой исполнитель в течение указанного времени просто сидит за роялем, ансамбль во главе с Айги не пошел по предначертанному авангардистскому пути. На музыкальной карте стран, где Алексей Айги обитает, — России и Франции — его музыка занимает особое место, поскольку никак не укладывается в жанровые каноны.

В конце прошлого века Айги зачислили было в кинокомпозиторы, но это определение оказалось заметно меньше того, что он со товарищами есть на самом деле. Они умело и на удивление легко скрещивают академическую школу, лаконизм минимализма и энергетический напор рока — всё это было продемонстрировано в московском культурном центре «Дом», где состоялась презентация альбома Hard Disc.

Всё первое отделение было отведено композициям с нового альбома, сам автор назвал их «в основном невеселыми». Это, впрочем, публику не смутило: фанаты Айги прекрасно представляют, что ждать от музыканта, а постоянные посетители «Дома» (зал, кстати был заполнен до отказа) вообще заранее готовы ко всему.

Надо сказать, что ансамбль, в составе которого только один электрический инструмент (бас-гитара), не в первый раз продемонстрировал удивительное качество: при полном отсутствии каких-либо признаков так называемого шоу музыканты, что называется, взяли публику. Возможно, дело опять-таки в лидере: Айги — фигура обаятельная и харизматичная. Его доверительное общение со слушателями неизменно приводит поклонников в восторг. Для восторга, кстати, было дополнительное основание: ансамблю «4'33”» в день премьеры исполнилось 18 лет.

Во втором отделении атмосфера разрядилась окончательно. Айги с коллегами периодически исчезали со сцены: то для того, чтобы исполнить композицию, в которой не предусмотрены духовые партии, то, чтобы дать возможность солировать тромбону или роялю.

Во время исполнения старых пьес, Айги все больше напоминал рок-звезду: начав одно из самых лихих соло, подпрыгнул настолько высоко, что вызвал в зале восторженный свист. Закончилось все бурными овациями, восторгом публики и насквозь мокрой, но все еще ослепительно белой рубашкой скрипача.