В СМИ могут запретить рекламировать БАДы

Эксперты сомневаются, что это поможет побороть распространение некачественной продукции
Марина Шумилина
Фото: Сергей Шахиджанян

Новая редакция закона «О рекламе» запрещает рекламу биологически активных добавок (БАД) в общедоступных СМИ. В специализированных СМИ медицинской направленности реклама БАДов разрешается, но с ограничениями — в ней не должно содержаться информации о том, что они являются лекарственными средствами и способны излечить от какой-либо болезни.

Автор поправок — депутат «Справедливой России» Антон Беляков. «Главное, что следует твердо уяснить, — БАД не лекарство и не поможет вам при лечении болезни!» — декларируется на сайте общероссийского движения «Наш проект здоровье», лидером которого и является Беляков.

Между тем, по мнению независимого эксперта фармрынка Давида Мелик-Гусейнова, принятие данного закона может только усугубить проблему. Он считает, что с запретом на рекламу в СМИ рынок БАДов уйдет в тень и начнет активнее использовать в качестве рекламной площадки интернет.

«Запретить распространение информации по БАДам в интернете очень сложно, ведь сайт с рекламой БАДа можно открыть и на Украине, и в Белоруссии. Во всем мире происходит либерализация продвижения БАДов. Другое дело, что там просто так не купишь лекарство в аптеке без рецепта, — рассуждает Давид Мелик-Гусейнов. — Решать нужно причину, а не следствие. У нас народ занимается самолечением, потому что не доверяет врачам. Начинать нужно с врачей — наделять их ответственностью, вводить правила, которые доктора должны выполнять со всей строгостью закона».

По словам эксперта, реклама БАДов разрешена во всем мире. Но в России в 1990-х годах понятие БАДов было дискредитировано большим количеством компаний, которые под этим наименованием выпускали препараты сомнительного качества и назначения. Исправлять ситуацию, с его точки зрения, следует с написания закона о биологически активных добавках и определения БАДа. До сих пор в нашем законодательстве такого определения не существует.

Производители биодобавок считают, что принятие данного закона станет серьезным ударом для индустрии БАДов, которая только зарождается в России. «Данное ограничение приведет к росту теневого рынка, снижению объемов производства ведущих компаний, сокращению аптечных продаж БАДов и значительно облегчит ситуацию для мошенников. Все это отбросит нас далеко назад от цивилизованного мира, в котором нутрицевтика давно стала союзником людей в деле поддержания здоровья, активного долголетия и красоты», — комментирует директор московского представительства «Эвалар» Наталия Прокопьева.

При этом представитель «Эвалар» соглашается с тем, что сегодняшнее рекламное законодательство требует корректировок: «Закон «О рекламе» содержит большое количество оценочных понятий, которые позволяют антимонопольным органам субъективно оценивать рекламу. Например, формулировка ст. 25 ФЗ «О рекламе»: «Реклама БАД не должна создавать впечатления о том, что объект рекламирования обладает лечебными свойствами», — носит крайне субъективный характер», — говорит она.

Не все участники рынка считают, что законопроект поставит крест на развитии рынка БАДов в России. По их мнению, реклама в СМИ уже давно не является основным средством в продвижении такого рода продукции в России.

«Наша компания уже два года придерживается стратегии продвижения продукции в местах продаж, у нас это аптеки. Мы делаем выкладку, проводим всевозможные дегустации. Проводим акции подарок за покупку и т.д.», — говорит директор по маркетингу пензенской компании «Биокор» Евгений Гороховик. Тем не менее он согласен с тем, что реклама — важный маркетинговый инструмент при выводе продукции на новые рынки: «В этом году мы выходим в Казахстан, там мы будем давать публикации в медицинских изданиях, направленных на врачей, и в газете «Здоровье Казахстана».

По оценке Давида Мелик-Гусейнова, на сегодняшний день объем рынка БАДов в России составляет около $2 млрд. Примерно половина этого рынка приходится на продукцию, продающуюся в аптеках. Остальная часть — БАДы, которые распространяются путем прямых продаж и в неаптечной рознице, формата «Лавка жизни». Последнее, по мнению эксперта, и дает возможность распространения продукции сомнительного происхождения.