Японцы станцевали на фоне 6,6 тыс. звезд

Труппа «Санкай Дзюку» приобщилась к космосу на сцене РАМТа
Константин Назаренко
Источник фото: flickr.com/photos/delaspiedras

Спектакль под названием «Тобари — в бесконечном потоке» выдержан в традиции танца буто. Этот тип движения, порождение послевоенной японской культуры, — явление уникальное. Если европейская традиция балета борется с силой земного притяжения, то в буто подход другой. Усио Амагацу, режиссер и актер «Санкай Дзюку», называет его «диалогом с гравитацией».

— В моих постановках танцоры не спорят с земным притяжением, они пытаются с ним договориться, — объясняет режиссер. — Когда ребенок начинает ходить, он приучается жить в согласии с силой, тянущей его к земле.

«Диалог» выглядит непривычно. В театре буто смешались традиции японских театров Но и Кабуки, много своего добавил основатель этого направления, Тацуми Хидзиката, позаимствовавший часть идей из дадаизма, отрицающего любую эстетику. Недаром изначально танец носил название «анкоку буто», то есть «пляска тьмы».

«Тобари» — слово из древнеяпонского языка, давно не используемое в жизни. Оно означает разделяющую пространство тонкую ткань, причем скорее в метафизическом смысле.

— В древности «тобари» назывался переход от дня к ночи, сумеречная пора, — рассказывает Амагацу-сан. — Отсюда и продолжение ассоциативного ряда: ночь, мрак, звезды, свет которых шел до Земли миллиарды лет и теперь освещает людей. Какой-то определенной сюжетной линии в спектакле нет. Это скорее не главы романа, а строфы стихотворения.

Сцена декорирована соответствующим образом. Висит огромный черный занавес — это ночь, а в занавесе 6,6 тыс. отверстий, из которых пробивается свет. На сцене лежит круг, тоже весь в точках света.

— Это — звезды, которые видны в августе в Японии, их 2,2 тыс. штук, — сообщает режиссер.

На фоне звезд мечутся и застывают обсыпанные белым фигуры. Медитируют, проводят пальцами по песку, смотрят на раскачивающийся на нитке шар. С песком отдельная история. Необходим был мелкий и чистый, какой не на всяком океанском пляже найдешь. 500 кг продукта нашли на карьере в Лыткарино. Кроме того, понадобилось 100 м ковровых дорожек, так как актеры выступают босиком.

Саундтреки спектакля, написанные Такаси Како, YAS-KAZ и Ёитиро Ёсикавой, можно отнести к лучшим образцам японской современной музыки. Это значит, что постановщик отказался от самого ужасного для неподготовленного зрителя приема буто — использования диких пассажей стиля Japannoise, напоминающих звук бормашины или перфоратора.

27 и 28 мая японцы выступят в Выборгском дворце культуры в Петербурге.