Медийный Мединский

Деятельность нового министра культуры обещает быть громкой, а министерство рискует стать «местом для дискуссий»
Марина Иванова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Назначение Владимира Мединского руководителем российской культуры вызвало бурю откликов в среде ученых, журналистов и людей искусства. Аудитория «Известий», согласно проводимому опросу, считает Мединского самым неожиданным министром в новом кабинете.

— Серым его пребывание на посту министра не будет, — уверен руководитель Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН Владимир Лавров. — Хорошо, что министром культуры назначен незаурядный писатель, историк и политолог, который будет выделяться из скучной череды чиновников-министров.

Писатель и телеведущий Дмитрий Глуховский считает, что с назначением Мединского «Министерство культуры превратится в Министерство культуры и пропаганды».

— Мединский — из тех министров, что при слове «культура» хватаются за пистолет, — резюмирует г-н Глуховский.

Наследник Мединского на посту главы думского комитета по культуре, режиссер Станислав Говорухин называет назначение удачным:

— Я мало с ним знаком, но он очень интересный человек — образованный, интеллектуальный. Что очень важно, он из сферы искусства.

Председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда предвидит позитивные отношения между Минкультом и РПЦ:

— Зная Мединского как человека, укоренного в ценностях русской культуры, а также исходя из опыта личного общения я надеюсь на положительные изменения в сфере культуры и на продолжение соработничества министерства с Русской православной церковью.

Владимир Ростиславович Мединский — уроженец украинского города Смела. Окончил МГИМО, где преподает с 1994 года. Автор бестселлеров в жанре исторической книги — серии «Мифы о России» и прошлогодней сенсации «Война. Мифы СССР. 1939–1945». В 2012 году дебютировал в сфере художественной прозы, написав к юбилею победы над польскими интервентами роман «Стена».

Мединский является членом партии «Единая Россия» с момента ее основания. С 2003 по 2011 год работал депутатом Госдумы, в том числе один, последний месяц — в должности руководителя комитета по культуре. На парламентских выборах в декабре 2011 года Мединский по неизвестной причине баллотировался от Курганской области (первый раз Курган он посетил в октябре прошлого года), но не прошел: «Единая Россия» набрала в регионе 44,41%, и, как заявил Мединский, до победы ему не хватило 8 тыс. голосов.

В конце 2011-го — начале 2012 года министр написал несколько колонок для газеты «Известия», в одной из которых предложил свою комплексную политическую реформу, которая, по мнению колумниста, могла бы предотвратить раскол в российском обществе.

Наиболее медийной была деятельность г-на Мединского в качестве члена комиссии при президенте Российской Федерации по противодействию фальсификации истории. В частности, он пропагандировал идею унификации школьных программ:

— Для каждого школьного возраста должен быть единый учебник по истории, дающий единое представление о том, кто такие Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов. Нельзя в голове пятиклассника порождать плюрализм.

Владимир Мединский — активный сторонник захоронения тела своего тезки, г-на Ульянова-Ленина, а потому — злейший враг коммунистов. Хотя взгляды г-на Мединского в области советской истории и, в частности, оценка личности Сталина, сторонникам КПРФ весьма бы понравились.

Среди самых цитируемых высказываний вновь назначенного министра — фраза о том, что «Сталин знал толк в идеологии и промывании мозгов. Сейчас все пущено на самотек, и КПД, естественно, ниже плинтуса».

Докторская диссертация Мединского с момента его назначения стала, пожалуй, самым обсуждаемым научным трудом в России. Работа под заголовком «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV–XVII вв.» была защищена 27 июня 2011 года на ученом совете Российского государственного социального университета.

Вскоре представители научного сообщества высказали в блогах и СМИ свои сомнения в методологии докторской и в чистоплотности ее автора. Научно-публицистический журнал «Актуальная история» опубликовал результаты анализа автореферата на предмет возможного плагиата. В таблице совпадений приводятся абзацы Мединского, целиком или почти целиком повторяющие тексты из трудов его предшественников.

Сам диссертант заявил, что писал диссертацию честно, а в автореферате неизбежно наличие шаблонных фраз.

Владимир Мединский не скрывает своих симпатий к Никите Михалкову. В период неудачного проката «Утомленных солнцем-2» и критики Михалкова как обладателя проблескового маячка Мединский призывал в обязательном порядке организовать показы опальной кинокартины для школьников.

Поэтому назначение Мединского вызвало многочисленные разговоры о лоббировании его г-ном Михалковым и грядущих изменениях в структуре финансирования российского кинематографа.

Однако в ответ на вопрос «Известий», имеют ли эти ожидания какое-либо отношение к действительности, исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков ответил: «ни малейшего». «Бредом» назвали их и другие находящиеся сейчас на Каннском фестивале видные российские кинематографисты.

Напомним, что в результате реформ в кино, одним из инициаторов которых был Никита Михалков, распределением львиной доли средств на кинематограф теперь занимается не Минкульт, а Фонд кино. На долю Министерства приходится лишь финансирование документальных и анимационных лент, а также нескольких полнометражных проектов на социально значимые темы, совокупный объем финансирования которых не превышает $4 млн.

Судя по первым высказываниям Владимира Мединского на министерском посту, у него обширные планы по «выводу культуры в приоритетную область». Культуру Мединский определяет как «стержень народного суверенитета».

Назначение г-на Мединского свидетельствует об усилении проводимого руководством страны курса на патриотизм. Убеждения министра отвечают распространенным во властных кругах взглядам на культуру как инструмент патриотического воспитания и идеологического давления. В частности, с большой вероятностью можно предположить, что победы в Великой Отечественной войне и других баталиях будут позиционироваться как главный стержень национального самосознания.