Индия сократит импорт иранской нефти

В Дели уверяют, что это не означает присоединения к энергетическим санкциям против Тегерана
Алексей Баев,
Фото: REUTERS

Государственный министр нефти и газа Индии Ратанджип Пратан Нараян Сингх, отвечая на парламентский запрос, заявил, что ожидается сокращение на 11% поставок иранской нефти — до 15,5 млн т против 17,4 млн т за прошлый финансовый год. Этот шаг, по его словам, продиктован в том числе и стремлением снизить энергетическую зависимость Индии от конкретной страны или региона. При этом министр уточнил, что нефтеперерабатывающие компании Индии вправе сами решать, сколько закупать нефти у Ирана и когда.

Напомним, что на значительном сокращении импорта настаивала госсекретарь США Хиллари Клинтон, которая недавно посетила с визитом Дели.

— Абсолютно неверно интерпретировать ответ госминистра на парламентский запрос как некую уступку со стороны Дели американскому давлению, — считает ведущий специалист по Ближнему Востоку индийского совета по международным делам Закир Хуссейн.

Он сообщил, что бизнес с иранскими партнерами осуществляют не только государственные предприятия, но и частные компании, которые вольны по своему усмотрению принимать коммерческие решения. Для многих из них вопрос, правда, стоит остро — готовы ли они в случае продолжения сотрудничества с Тегераном рискнуть своими контрактами с американскими и европейскими партнерами. Неудивительно, что в таких условиях правительство прогнозирует некоторое сокращение поставок иранской нефти и для частного сектора.

Однако Дели не намерен отказываться от партнерства с иранцами в энергетической сфере. О стратегическом его значении в Индии заявляли неоднократно. В том числе это делал премьер-министр Манмохан Сингх в ходе переговоров с Хиллари Клинтон.

— Подтвердить неизменность курса на поддержание добрососедских отношений с Ираном Дели сможет, существенно увеличив объемы «не нефтегазовой» торговли, — полагает Закир Хуссейн.

Сейчас она составляет порядка $3,5–4 млрд. В наступившем финансовом году ее объемы планируются на уровне $6–7 млрд. Объективные же сложности в осуществлении платежей, созданные Западом, могут быть обойдены в том числе и за счет бартера.

— Нельзя забывать и о необходимости создания резервных возможностей на случай, если Иран физически не сможет поставлять нефть, — считает сотрудник индийского Института стратегических исследований Сваран Сингх.

Ситуация вокруг Ирана и его ядерной программы, по его оценке, еще далека от разрешения и может развернуться в сторону прямого конфликта. При этом любые поставки, а тем более осуществляемые нефтеналивными танкерами, станут практически неосуществимыми. Индия же и без того испытывает энергетический дефицит, чтобы позволить себе роскошь не учитывать и такой сценарий.