Детская одежда подешевеет через год

Благодаря ВТО, детская одежда будет дешеветь — но только с лета 2013 года
Марина Шумилина
Фото: Екатерина Штукина

После окончательного вступления России в ВТО, которое состоится уже летом, детская одежда, 80% которой импортируется, будет медленно дешеветь. Об этом говорят и российские производители, и представители розничных сетей.

По словам президента национальной Ассоциации индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, после вступления в ВТО изменение импортного тарифа будет происходить постепенно, однако в среднем максимальная пошлина на импорт детской одежды составит 7% (сейчас — примерно 15%). И, разумеется, снижение импортного тарифа в два раза не может не отразиться на ценах в рознице. Сейчас, по оценке Ассоциации, продукция отечественного производства занимает около 20% рынка, оставшиеся 80% приходятся на зарубежную продукцию, идущую, в частности, из Китая, Польши и Турции.

В более выигрышном положении от вступлении в ВТО оказываются импортеры и российские компании, которые размещают производство одежды за рубежом. Так в компании SELA, одежда которой производится по контракту на фабриках в Китае, к снижению импортных пошлин относятся более чем положительно. «Ситуация непременно отразится на ценах на продукцию. Рынок товаров для детей высококонкурентен, поэтому большинство ритейлеров будут снижать цены, хотят они того или нет, и наша компания не станет исключением, — заявили в SELA.

Отечественные производители на комментарии скупы. В компании «Гулливер и Ко», российском производителе детских товаров и операторе одноименной розничной сети, комментировать ситуацию отказались, отметив, однако, что изменения цен в рознице следует ожидать не ранее, чем через год: «закупки товаров по новым условиям могут начаться только на сезон весна-лето 2013 года». То, что цены изменятся в рознице не ранее лета 2013 года, подтверждает и Антонина Цицулина: «Как правило, именно столько времени надо, чтобы розница среагировала на новые импортные тарифы».

Между тем, по мнению экспертов «Инвесткафе», существенного падения ждать не стоит, поскольку около 85% товаров в сегменте приходится на дешевую продукцию. «Здесь цены если и будут снижаться, то очень незначительно. Наиболее заметным — на 5–10% — возможно падение в среднеценовом сегменте, который занимает порядка 10% рынка, а также в сегменте премиум», — говорит Антон Сафонов, аналитик «Инвесткафе».

Как отмечает эксперт, на сегодняшний день, рынок детских товаров демонстрирует очень хорошие показатели, даже в кризис темпы роста рынка лишь замедлились до 15%, а в ближайшие годы рост рынка детской одежды составит более 30%. По данным Fashion Consalting Group, в 2011 году объем рынка детской одежды в России составил €7 млрд.

Впрочем, в Евразийской экономической комиссии, которая участвовала в процессе присоединения России к ВТО, отмечают, что эффект от снижения цен может быть более отсроченным.

В департаменте таможенно-тарифного и нетарифного регулирования комиссии уточнили, что действующие в России ввозные пошлины по многим категориям сегмента «детская одежда» ниже, чем требует ВТО (пальто для мальчиков, например, ввозятся со ставкой 10%, хотя по обязательствам ВТО она может составлять до 20%), и процесс снижения пошлин займет три-четыре года. Впрочем, Цицулина утверждает, что в Европе детские товары вообще не облагаются пошлинами.