Папа Римский впервые в истории канонизировал женщину-композитора

Чтобы Хильдегарда Бингенская была причислена к лику святых, потребовалось восемь веков и пять пап
Ярослав Тимофеев
Хильдегарда Бингенская обретает божественное вдохновение и диктует своему писцу (справа). Фрагмент миниатюры из рукописи Liber Scivias

Бенедикт XVI объявил, что монахиня, пророчица, ученая и композитор Хильдегарда Бингенская (1098–1179) отныне официально является католической святой. Ежегодно 17 сентября позволяется служить мессы в честь святой Хильдегарды.

Так называемое «дело Хильдегарды» стало символом ватиканского бюрократизма. Монахиню из Бингена начали почитать как провидицу сразу после ее смерти, однако по различным причинам официальной канонизации ей пришлось дожидаться более восьми столетий.

Дело в том, что в XII веке причисление к лику святых было популярной коммерческой услугой: в многочисленных провинциях местные архиепископы за солидную плату канонизировали отошедших в иной мир представителей знати в промышленных масштабах. В 1173 году папа Александр III решил положить конец порочной практике и сделал процесс канонизации прерогативой Святого престола. А заодно серьезно усложнил процедуру. «Дело Хильдегарды», скончавшейся спустя шесть лет после папского указа, попало в «люфт» между старыми и новыми порядками.

Но народная любовь к немецкой монахине не проходила, и в начале XVI века ее имя было занесено в римский мартиролог (календарь почитания святых). Официальная процедура канонизации при этом была опущена скорее всего не умышленно, а так, по чиновничьей ошибке. Поэтому папе Бенедикту понадобилось сделать особое заявление, дабы окончательно закрыть «дело Хильдегарды».

Бенедикт XVI явно неравнодушен к заслугам своей соотечественницы (к слову, он единственный папа немецкого происхождения за последнюю тысячу лет). В 2010 году понтифик посвятил Хильдегарде два выступления, представив ее деятельность как пример вклада женщин в дело Церкви. В октябре 2012 года папа официально присвоит ей титул Учителя церкви — высочайшее звание, которого до сих пор удостаивались лишь три женщины.

Хильдегарда родилась под Бингеном на территории нынешней немецкой земли Гессен в аристократической семье. В возрасте восьми лет ее отдали в монастырь. С детских лет Хильдегарда сочиняла стихи и музыку церковных песнопений, уделяя особое внимание Деве Марии и святой Урсуле. В ее литургической драме Ordo virtutum 16 добродетелей борются с дьяволом за человеческую душу. Единственная мужская партия в этом спектакле — партия дьявола. Всего перу Хильдегарды принадлежат 78 одноголосных песнопений.

Помимо музыки Хильдегарда оставила медицинские и ботанические труды (в Causae et Curae она, в частности, подробно рассматривает лечебные свойства конопли), а также книгу видений и пророчеств, являвшихся ей с юности. Откровения Хильдегарды стали основой для исследований невролога Оливера Сакса, который объясняет преследовавшие ее образы «мигренью и поражением зрительной ауры».

В начале 1990-х, в период моды на григорианский хорал и средневековую медитативную культуру, музыка Хильдегарды пережила настоящий бум: ее песнопения в многочисленных аранжировках взлетели на вершины поп-чартов. В 2010-м в Германии был снят байопик «Видение», закрепивший образ Хильдегарды как средневековой иконы феминизма. Музыканты же почитают ее как первую в истории женщину-композитора.