В судьбе российского образования в 2011 году активно поучаствовали сразу нескольких российских компаний — «Газпром», «Роснефть», «Северсталь», «Норникель». Об этом сообщается в докладе вице-премьера Владислава Суркова, который он на днях направил в Госдуму (документ есть в распоряжении «Известий»). Документ посвящен реализации ФЦП по развитию образования в 2011–2015 годах.
Сурков в основном пишет об успехах подшефной ему отрасли. Целевые показатели программы на 2011 год не просто выполнены, а перевыполнены. К примеру, уровень доступности образования превысил плановый на 0,1%, та же история с соответствием образования современным стандартам. Но более всего вице-премьера порадовали учителя: их участие в профсоюзах выросло на полпроцента по сравнению с планом. А доля преподавателей, активно использующих современные технологии, должна была составлять 38%, а достигла 38,37%. «Ожидается выполнение всех показателей Программы, а по 15 даже незначительное превышение», — говорится в документе.
По данным правительственного отчета, большая часть средств, выделенных из федерального бюджета в качестве субсидий, расходовалась на разработку и внедрение программ по модернизации профобразования — 796 млн рублей. На втором месте оказались муниципальные детсады, их модернизация обошлась в 615 млн рублей. Еще почти 310 млн рублей правительству стоило распространение «образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования», говорится в документе.
Чтобы выполнить ФЦП, в 2011 году чиновникам из Минобрнауки пришлось провести 289 конкурсов и издать 23 приказа. График чиновников за прошлый год может похвастаться своей насыщенностью: примерно каждый день министерство проводило по два заседания (в совокупности чиновники провели 660 заседаний, на 53 из них они принимали результаты выполненных работ и поставленных услуг в рамках ФЦП).
Особое внимание Сурков уделил модернизации детских садов. «Впервые в ФЦП появился раздел «дошкольное образование». Сейчас в муниципалитетах отрабатываются новые формы, например, семейные детские сады», — рассказал «Известиям» министр образования и науки Андрей Фурсенко. В рамках ФЦП предполагается обновить дошкольные учреждения в более чем половине регионов. Пока цифры скромные: в 2011 году только 90 садов получили новое оборудование.
— Быстрых результатов в образовании не бывает. Когда они появляются, всем кажется, что они всегда были и становятся неинтересны. Мы начали работать с учетом новых стандартов, в том числе СанПиНов. Эти требования однозначно стали способствовать удовлетворению реального спроса в последние годы, — говорит министр.
По его словам, сейчас Минобрнауки ведет переговоры с Минфином о выделении в 2012–2014 годах 8 млрд рублей на строительство детских садов. С учетом софинансирования со стороны субъектов к 2015 году должно появиться около 30 тыс. новых мест.
Другое направление ФЦП — профобразование в регионах. Его начали подстраивать под местных крупных работодателей. Субъекты-участники ФЦП определили для себя по одной приоритетной отрасли (всего их 10 — космическая, атомная, нефтехимия, наноиндустрия и др.), в рамках которой начали выстраивать взаимодействие основного работодателя этой отрасли со всеми образовательными учреждениями региона. «Заключалось соглашение с работодателями, где указывались объемы финансирования с его стороны и план-график сотрудничества», — поясняет доклад. В конкурсе участвовали «Северсталь», «Газпром», «Норильский никель», ОАК и другие крупные компании.
Между тем, в правительстве так и не определились, как искоренить коррупцию в сфере ЕГЭ, поэтому продолжают тестировать все имеющиеся сегодня в арсенале Минобрнауки подходы. В частности, метод, на который возлагает антикоррупционные надежды Дмитрий Медведев — проведение ЕГЭ в компьютерной форме. Правда, эксперты пока относятся к такому подходу с долей скептицизма. «Все мы знаем, как у нас проходит экзамен по теории вождения в ГИБДД, вероятно, и с ЕГЭ может быть похожая история», — считает зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов.
Второй способ — проведение ЕГЭ независимыми организациями. «Чиновник не может качественно провести систему аккредитации образовательных стандартов, так как не знает специфики, — уверен депутат. — Поэтому всерьез рассматривается привлечение общественных структур, например, Агентства стратегических инициатив (АСИ). То есть тех, кто занимается этим профессионально».
Доклад депутатам еще предстоит обсудить.