Пушкинский музей подарил себе мечты

«Импорт» из Лувра, Прадо, Орсэ, галереи Тейт, Пинакотеки Брера, Центра Помпиду обогатил коллекцию ГМИИ
Дмитрий Смолев
Здание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Астапкович

Мечты в подарок

Столетний юбилей ГМИИ имени Пушкина отмечается почти одновременным залпом из трех выставочных проектов. Каждый из них по-своему занимателен: экспозиция «Портреты коллекционеров» представляет целый ряд московских частных собраний, включающих в себя произведения поистине музейного уровня, а выставка «Пушкинскому музею — 100 лет» посвящена вековой истории самой институции на Волхонке. Но всё же кульминационным событием следует считать проект под названием «Воображаемый музей», разместившийся в главном здании и в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Это даже не выставка в привычном понимании слова: картины и скульптуры, позаимствованные на время празднования юбилея во многих музеях мира, найдут себе пристанище в том или ином разделе постоянной экспозиции ГМИИ. Такая концепция подразумевает, что на три месяца музей превратится в едва ли не идеальную структуру, где заполнены все «ниши» и ликвидированы «белые пятна». Ведь не секрет, что собрание Пушкинского музея, пусть и уникальное, все-таки не может похвастать образцовой полнотой.

Многие знаковые имена — в первую очередь из ХХ века — здесь никак не представлены. После революции приток культурных ценностей из-за рубежа почти иссяк, и новейшую историю мирового искусства иллюстрировать просто нечем. Да и в своде старого искусства имеются некоторые лакуны – может быть, не бросающиеся в глаза рядовому посетителю, но заметные специалистам. Теперь же, благодаря временному «импорту» из Лувра, Прадо, Орсэ, галереи Тейт, Пинакотеки Брера, Центра Помпиду и других знаменитых коллекций, перед публикой предстанет некий «воображаемый музей» (этим выражением французский писатель Андре Мальро пользовался для обозначения умозрительных представлений об истории искусства).

В числе прибывших к юбилею экспонатов есть и древние, и модернистские. Скажем, из Италии доставлена мраморная статуя богини Изиды, из Британского музея — «Аккадская лира» шумерской эпохи, из Эрмитажа — золотая скифская чаша. Музей Прадо по случаю торжества выдал в Москву «Несение креста» Эль Греко и «Конный портрет принца Бальтасара-Карлоса» кисти Веласкеса.

Из музея Орсэ привезено легендарное полотно «Анжелюс» Жана-Франсуа Милле. ХХ век представлен работами культовых художников вроде Густава Климта, Амедео Модильяни, Рене Магритта, Джексона Поллока. Такие вкрапления в коллекцию ГМИИ если и не делают ее идеальной, то уж точно добавляют ей эффектности и весомости.

«Воображаемый музей»

До 29 июля

ГМИИ имени А.С. Пушкина

ул. Волхонка, 12, тел.: (495) 697 95 78. Вторник — воскресенье с 10.00 до 19.00