Дело «других» дошло до суда

Сторонников Эдуарда Лимонова обвиняют в экстремизме
Валентина Карелова
Подруги обвиняемых явились в суд с протестом на груди / Фото: Альберт Козлов

Во вторник в Выборгском районном суде начались слушания по делу 12 членов незарегистрированной партии «Другая Россия». Оппозиционеров обвиняют в принадлежности к запрещенной Национал-большевистской партии (НБП), деятельность которой была прекращена Московским городским судом в 2007 году — за экстремизм. Однако сторона обвинения считает, что, несмот­ря на запрет, партия не свернула свою активность и продолжала проводить различные акции, пусть и под другим названием. Среди прочего в суде будет рассмотрена версия, что митинги «Стратегии 31», организованные «Другой Россией», на самом деле являлись нелегальными мероприятиями НБП.

Фигуранты дела такую трактовку своей деятельности упорно отрицают и настаивают на том, что Национал-большевистская партия прекратила свое существование строго по решению суда пять лет назад. Тем не менее следствие их показаниям не верит. И теперь суд решит, в какой степени 12 человек виновны в преступлениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 282.2 УК РФ (организация и участие в деятельности экстремистской организации). Наказание им грозит довольно суровое — до двух лет лишения свободы.

Поддержать молодых людей к зданию суда пришли их друзья и однопартийцы, в том числе специально прибывший из Москвы лидер «Другой России», писатель Эдуард Лимонов. Тут же, в толпе перед входом, был замечен «яблочник» Максим Резник.

— Я пришел сюда из чувства солидарности, — пояснил он «Известиям». — Считаю, что все мы — представители оппозиции — должны сейчас поддерживать этих ребят. Надеюсь, им вынесут оправдательный приговор, в этом смысле я клинический оптимист. Хотя и предполагаю, что этот процесс — показательный. В какой-то степени он является сигналом для всего оппозиционного движения. Как сказал один из классиков: «Никогда не говори, по кому звонит колокол».

По соседству с «яблочным» активистом обнаружились миловидные девушки — верные подруги задержанных, которые демонстративно облачились в белые футболки с надписью: «Жена экстремиста». На их фоне, видимо, для полноты картины, прогуливался пожилой мужчина с большим плакатом на груди, на котором красовалась цитата из Варлама Шаламова: «А как же конституция? — Ваша конституция — это уголовный кодекс».

В общем, группа поддержки собралась хотя и разномастная, но довольно внушительная. И все равно людей в форме было намного больше. Вокруг суда стояло плотное оцепление из омоновцев, а на прилегающих улицах расположилось огромное количество полицейской техники.

— Сегодня я приехал, чтобы просто поддержать ребят, свидетелем буду выступать позже, — объяснил «Известиям» свое присутствие Эдуард Лимонов. — Уверен, меня еще вызовут в качестве свидетеля. И, несмотря на абсолютно нелепое обвинение, думаю, приговор будет не в нашу пользу.

Впрочем, пока подсудимые еще надеются на благополучный исход процесса.

— Мы сможем доказать по каж­дому пункту, что обвинения в наш адрес необоснованные, дело начнет разваливаться, — заявил перед началом слушаний лидер питерского отделения «Другой России» Андрей Дмитриев.