Главная цель преступления — оскорбить православных македонцев

Доктор наук, преподаватель университета Менеджмента и информационных технологий в Скопье Оливер Андонов - о том, возможен ли в Македонии новый конфликт на религиозной почве
Артем Румянцев,
Оливер Андонов. Фото из личного архива

В столице Македонии Скопье произошли массовые столкновения молодежи с полицией. Беспорядки спровоцировало убийство пятерых македонцев, тела которых были обнаружены на берегу озера к северу от города. О возможных последствиях нового витка обострения межэтнических отношений в Македонии «Известиям» рассказал доктор наук, известный македонский политолог Оливер Андонов.

— Что известно о преступлении?

— Рыбаки обнаружили тела пяти убитых мужчин с огнестрельными ранениями. Четверо из них были молодыми людьми в возрасте от 18 до 20 лет. Исходя из расположения трупов сложилось впечатление, что жертвы были построены в ряд и хладнокровно расстреляны. Несмотря на то что расследование всё еще ведется, многие этнические македонцы решили, что преступление — дело рук местных албанцев.

— Это уже третий громкий межэтнический конфликт в Македонии с начала года…

— 14 января в День святого Василия Великого традиционно проводится «Вевчанский маскарад» (Вевчани — небольшая община в юго-западной Македонии, населенная исключительно македонцами. — «Известия»). Праздник не соответствует православным канонам, и Македонская православная церковь никак не связана с этим языческим обычаем. Его участники традиционно рядятся в различные провокационные маски, которые высмеивают все религии, мировых политиков. Через два дня исламский филиал в городе Струга (на Охридском озере) при поддержке местного мэра провел акцию против Вевчанского карнавала — по мнению мусульман, некоторые маски были оскорбительны для ислама. После этого были совершены нападения на православные церкви в Западной Македонии.

Следующую волну насилия вызвало убийство двух молодых албанцев в Гостиваре. Убийцей оказался македонец, к тому же полицейский. Он совершил преступление, не поделив с албанцами парковочное место. Происшествие вылилось в митинги протеста. В результате начались бессмысленные столкновения между тинейджерами — македонцами и албанцами.

— Как вы оцениваете серьезность сегодняшней ситуации в Македонии?

— Последние события показали, что Македония продолжает находиться в состоянии латентного конфликта, который время от времени переходит в стадию эскалации.

— Возможен ли переход гражданских протестов македонцев в более опасные насильственные формы?

— Албанцы в данном случае прекрасно осознавали, что означает убить пятерых македонцев в Великий Четверг. Можно предположить, что главная цель преступления — оскорбить православных македонцев. В протестных акциях участвуют местные жители, мобилизованные через социальные сети. Нельзя исключать, что новые витки насилия могут быть искусственно спровоцированы.

— Кто организует беспорядки?

— И среди македонцев, и среди албанцев есть силы, которые имеют возможность и желают использовать ситуацию в своих целях. К тому же существует и так называемый внешний фактор. Македония — специфическое государство в плане беспрекословного влияния политических элит на своих избирателей. Это особенно характерно для албанского меньшинства, которое большей частью придерживается традиционного уклада, но живет параллельно в той же стране. Создается возможность легкого этнополитического манипулирования, этнополитической мобилизации людей в соответствии с текущими потребностями политических лидеров.

— Смогут ли власти Македонии удержать ситуацию под контролем?

— Правительство способно справляться с ситуацией. Но делает это лишь постфактум, а не превентивно, что было бы куда эффективнее. Нужно иметь в виду, что последние события являются уже третьей волной насилия с начала этого года, третьей попыткой дестабилизировать ситуацию. Кабинету удается пока поддерживать порядок исключительно путем привлечения больших полицейских сил. Но это не самое удачное решение.