Союз биатлонистов России по итогам неудачного сезона провел перестановки в руководстве сборной, которые вызвали противоречивые реакции в спортивном сообществе и, возможно, даже вынудят государство вмешаться в ситуацию.
Должность главного тренера сборной России по биатлону, которую занимал Валерий Польховский, упразднена. Старший тренер мужской сборной Андрей Гербулов, чьи подопечные по ходу сезона одерживали победы на этапах Кубка мира, а с чемпионата мира привезли обе российские медали, лишился своего поста. Зато Вольфганг Пихлер — немецкий специалист, приглашенный союзом в качестве лучшего тренера мира и не привезший с чемпионата ни одной медали, остался в должности.
Этим кандидатурам еще нужно пройти утверждение в Минспорттуризма, и, судя по реакции ведомства, с этим должны возникнуть проблемы. Экспертный совет при министерстве признал выступление сборной России по биатлону в прошедшем сезоне неудовлетворительным и рекомендовал усилить полномочия главного тренера. Министр спорта Виталий Мутко заявлял, что с предложениями государства нужно согласиться, иначе после 1 мая министерство нажмет на свои рычаги, которые позволяют уволить любого главного тренера, поскольку 99% специалистов и спортсменов находятся на ставках ведомства, государство финансирует 90% всех расходов, а Минспорттуризма реализует только те проекты, которые само утверждает.
В ответ глава СБР миллиардер Михаил Прохоров позволил себе в своем блоге ироничные замечания на тему фамилии министра спорта и весеннего обострения, а СБР вместо того, чтобы увеличить полномочия главного тренера сборной России, вовсе упразднил должность.
Бывший глава СБР, 4-кратный олимпийский чемпион по биатлону, назвал данное решение безграмотным и предложил свой вариант перемен.
— Не позднее чем ко Дню Победы надо заменить весь тренерский состав, — заявил «Известиям» Александр Тихонов. — Полностью удалить иностранных специалистов. Над применением российских тренеров из нынешнего штаба сборной можно подумать. Также надо удалить из сборной всех менеджеров, чтобы в тренировочном процессе не было никаких лишних людей. В техническом плане надо возвращаться к российской продукции — ижевской винтовке и нашим отечественным патронам, которые дают более высокую точность и стабильность стрельбы. Кандидатуры на тренерские должности я назову только тогда, если мне поступит предложение соответствующего уровня, иначе люди, которых я имею в виду, могут пострадать.
Государственный тренер РФ по биатлону Владимир Барнашов полагает, что никакого конфликта между СБР и Минспорттуризма нет.
— С чем может министерство не соглашаться, если мы еще не подавали туда никакие списки? — сказал «Известиям» Барнашов. — Состав спортсменов, включаемых в программу централизованной подготовки, и тренерский состав сейчас формируют выбранные старшие тренеры. Вряд ли министерство будет возражать против Пихлера и Лопухина, потому что эти специалисты получили поддержку подавляющего большинства делегатов СБР — людей, которые официально представляют регионы, где развивается биатлон. Получается, что ведомство пойдет против мнения всего российского биатлона? Да и нет у нас такого количества тренеров мирового топ-уровня, чтобы их можно было увольнять.
Что касается неудачного сезона, ошибки выявлены и всеми признаны.
— Пихлер дважды в ходе подготовки к сезону превысил интенсивность нагрузок, что в дальнейшем не позволило женской сборной выйти на должный уровень, — говорит Барнашов. — Тренер мужской сборной Андрей Гербулов допустил методические ошибки в подведении команды именно к чемпионату мира. Это были ошибки в функциональной подготовке. Теперь этот аспект поставлен во главу угла и отвечавший за него Лопухин стал старшим тренером сборной. С такой расстановкой у него не будет никаких конфликтов с Гербуловым, который продолжит работу в сборной, отвечая за стрелковую подготовку. В этом компоненте достигнут заметный прогресс.
Заместитель министра спорта, курирующий зимние виды спорта, Юрий Нагорных сообщил «Известиям», что рекомендации министерства федерациям по видам спорта являются материалами для служебного пользования. Соответствуют ли решения СБР позиции государственного органа, выяснится, когда союз официально направит их в министерство. На это есть время до 25 апреля. Министерство при этом рассчитывает на продуктивный диалог в обсуждении вопроса.