Москвичам предложат экологически чистую еду

Мэрия предлагает открыть магазины с недорогими продуктами без ГМО и консервантов
Маргарита Верховская
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Ассоциации производителей совместно с мэрией Москвы разрабатывают требования к экологически чистой продукции, которая может продаваться в специальных магазинах здоровой пищи. Как сообщил «Известиям» председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, эти нормы будут прописаны в новой концепции обеспечения качества продовольствия, ее планируют подготовить до конца 2012 года.

«Наш союз, в частности, готовит предложения по стандартам экологически чистой молочной продукции. В ней не должно быть ГМО, консервантов, растительных жиров и антибиотиков», — пояснил Даниленко. Он добавил, что отраслевые ассоциации также занимаются разработкой эмблемы, по которой потребители смогут узнать экопродукты.

Замруководителя департамента торговли и услуг Москвы Дмитрий Краснов отметил, что появление широкого ассортимента экопродукции позволит создавать в столице магазины здоровой пищи, которые будут торговать отечественными, более дешевыми товарами. По его словам, сегодня экомагазинов крайне мало и они в основном предлагают импортную продукцию высокого ценового сегмента.

— Реальная разница в цене между обычными и экотоварами не должна быть больше 10–20%, у нас же из-за неразвитости рынка она составляет порядка 70%, что приводит к крайне маленькому спросу, — подчеркнул замглавы департамента торговли.

По его словам, власти готовы оказывать информационную поддержку разработчикам экостандартов и производителям, желающим им следовать. Краснов добавил, что сертификация продуктов питания должна быть добровольной, ее разработают и будут проводить не власти, а саморегулируемые организации.

Напомним, в середине апреля мэрия отменила государственную маркировку товаров знаком «Не содержит ГМО» из-за ее неэффективности — производители отправляли на экспертизу только «чистые» образцы, а дальнейшего контроля за продукцией не было.

Эксперты отметили, что сети экомагазинов по всей Москве — дело далекой перспективы.

Как сообщил «Известиям» управляющий партнер исследовательской компании VM-Consult Вячеслав Макович, хотя рынок органических продуктов питания в России растет примерно на 20% в год, он все еще составляет менее 0,04% от общего объема продуктового ритейла. «А в Германии и Англии этот показатель может составлять 20–40% для разных категорий товаров», — сказал Макович.

Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин рассказал, что если в Европе есть сформировавшийся рынок экопродуктов, действующий по устоявшимся правилам, то у нас аналогичных правил нет, за исключением отдельных норм, выполнение которых под вопросом. «Например, производители должны предупреждать о содержании в продуктах ГМО более 0,9%. Кто-нибудь хоть раз видел товары с таким предупреждением?» — спросил аналитик.

Поэтому, по словам Клягина, продавцам сложно убедить потребителей в том, что отечественные продукты действительно экологически чистые, поэтому они вынуждены закупать сертифицированные европейские товары, что делает магазины здоровой пищи доступными лишь для состоятельных людей.

Вячеслав Макович добавил, что отечественным фермерам придется пойти на многомиллионные инвестиции, чтобы выращивать органические продукты и проходить сертификацию. «К органическим продуктам в Европе предъявляются десятки требований, — сказал он. — К примеру, чтобы получить «правильное» молоко, поле, на котором пасется корова, должно в течение трех лет не удобряться химическими веществами».

Макович добавил, что для популяризации здоровой пищи в Москве мэрия должна организовать информационную кампанию, разъясняющую людям, какие продукты действительно можно назвать экологически чистыми или органическими. «Сегодня достаточно написать на йогурте, что он полезен, и люди уже бегут его покупать, никаких доказательств не надо», — сказал он. По его мнению, из-за такой доверчивости потребителей производителям невыгодно инвестировать в производство экопродукции.