Программирование бюджета растянется еще на три года

Правительство Дмитрия Медведева не сможет выполнить поручение премьера Владимира Путина
Александра Баязитова
Здание Министерства финансов РФ. Фото: Сергей Мамонтов

Переход на полностью программный бюджет откладывается до 2015 года. Об этом «Известиям» рассказал замминистра экономического развития Андрей Клепач.

— Мы всегда говорили, что это долгий процесс, — объяснил Клепач «Известиям». — И уже очевидно, что есть вопросы и программы, которые в течение года новое правительство утвердить не сможет. В этой связи бюджет полностью программным станет позже. Но переход идет, и реальные решения принимаются. Ежегодно мы будем принимать все больше и больше программ. А все программы, может, к 2015 году и утвердим.

Решение о переходе на полностью программный бюджет уже с 2012 года правительство приняло в мае 2010-го в рамках одобренной тогда же программы повышения эффективности бюджетных расходов. По мнению Владимира Путина, новый подход позволит установить четкие цели для бюджетных расходов и подсчитать их эффективность, а также эффективность главных распорядителей бюджета — министерств и ведомств.

Но уже в конце 2011 года стало ясно, что это слишком оптимистический срок. На начало текущего года утверждены только две госпрограммы: «Доступная среда на 2011–2015 гг.» и «Информационное общество 2011–2020 гг.». Причины отставания экономическое ведомство обобщило в специальном докладе, который недавно направило в правительство.

Основная проблема — пока невозможно просчитать точно, во сколько обойдется каждая из программ. Например, согласно действующей нормативной базе расходы на капитальные вложения не включаются непосредственно в состав госпрограмм. В итоге опасается Минэкономразвития, объем бюджетных расходов на выполнение различных госзадач будет значительно недооценен.

Кроме того, для перехода на полностью программный формат федерального бюджета необходимо завершить не только разработку самих программ, но и подготовить и принять долгосрочную бюджетную стратегию, долгосрочный прогноз социально-экономического развития до 2020 года, а также еще провести десяток важных юридических мероприятий и согласований. А для разработки ряда программ («Развитие пенсионной системы», «Развитие здравоохранения», «Развитие образования») необходимо от правительства принятия дополнительных принципиальных решений.

Поэтому в Минэкономразвития исходят из того, что в ближайшее время лучше сконцентрироваться на доработке приоритетных программ — развитии авиационно-космических и телекоммуникационных систем, транспортной инфраструктуры и социальной сферы. А задания, требующие сложных институциональных решений правительства и значительного финансирования, оставить «на потом».

В Минфине на ситуацию смотрят более оптимистично. По мнению источника в финансовом ведомстве, для доработки достаточно социально-экономического прогноза до 2015 года, нужно в первом полугодии утвердить «потолки» финансирования каждой из программ. После чего их можно будет и скорректировать, исходя из уточненных прогнозов социально-экономического развития.

По мнению экспертов, все равно любые инициативы ведомств будут тщетны.

— Я считаю, что полностью перевести на программы можно не более 30% бюджета, ведь оставшиеся 70% бюджетных затрат — это затраты на поддержание бюджетных учреждений, которые выполняют различные госуслуги: школы и вузы учат, поликлиники лечат. Конечно, чисто условно их можно записать в те или иные программы, но тогда мы получим такой бюджет, который совершенно не будет поддаваться никакому анализу, — считает зампред комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксана Дмитриева.

Ее поддержал и коллега.

— Неудивительно, почему сроки подготовки программ срываются, — говорит зампред комитета по бюджету Госдумы Сергей Штогрин. — Никто не знает, что такое госпрограмма, никто не умеет их готовить. Для начала надо это утвердить законодательно, а потом уж и разрабатывать.