Шельф получит налоговый стимул

Для новых проектов по разработке недр на 15 лет правительство обнулит часть налогов
Мария Жебит, Мария Парфенова
Фото: Алексей Кондрашкин

Для новых проектов по разработке месторождений на континентальном шельфе правительство создаст специальный стимулирующий налоговый режим. Об этом в четверг заявил премьер Владимир Путин на совещании с энергетиками и главами «Роснефти» и «Газпрома».

— Мы приняли принципиальное решение полностью отменить экспортную пошлину по новым шельфовым проектам, — заявил Путин. — Для наиболее сложных проектов в Арктике налог на добычу ископаемых может составить всего 5% от цены реализуемой продукции. Ранее Минэнерго предлагало устанавливать ставки налогов для шельфа именно в зависимости от сложности разработки месторождений.

Для всех новых проектов, по словам премьера, независимо от уровня сложности, будут «обнулены» налог на имущество и НДС по уникальному импортному оборудованию, которое в России пока не производится. Эти условия будут действовать на протяжении 15 лет с начала промышленной добычи.

— Мы предоставим инвесторам возможность «в долгую» планировать свою работу «без форс-мажоров и рисков пересмотра правил игры», — пояснил премьер.

Партнерами российских компаний выступят крупнейшие мировые корпорации. За 30 лет власти планируют привлечь $500 млрд прямых инвестиций в проекты по добыче нефти и газа. Еще $300 млрд будет направлено в смежные отрасли, включая глубокую переработку сырья. За счет разработки шельфа правительство планирует создать до 400 тыс. новых рабочих мест.

Кто получит доступ к месторождениям, пока неясно. На совещание не были приглашены президент «Лукойла» Вагит Алекперов, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, президент «Башнефти» Александр Корсик и исполнительный директор ТНК-BP Герман Хан. Ранее они направили премьеру письмо, в котором попросили о расширении права доступа на освоение шельфа.

Согласно действующему закону «О недрах», разрабатывать российский шельф могут только компании с государственным участием свыше 50% и пятилетним опытом освоения шельфа. Под эти условия попадают только две госкомпании — «Роснефть» и «Газпром».

— Я уже просил правительство подумать над тем, как приглашать в эти проекты и использовать возможности чисто российских компаний, — сказал Путин. — Конечно, эти компании, отечественные, должны будут работать на определенных условиях и не только с тем, чтобы торговать своим правом участия, а привлекать необходимые финансовые ресурсы.

Значит ли это, что частные компании тоже смогут получить право на лицензию на месторождения, премьер не уточнил. Как пояснил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, это не означает, что действующая система будет изменена и частные компании получат лицензии на месторождения. По его словам, возможность участвовать в проектах у компаний есть и в нынешних условиях, будучи партнерами "Газпрома" и "Роснефти".

До начала совещания министр энергетики Сергей Шматко сообщил, что главный вопрос — обсуждение конкретных решений, связанных с налоговым стимулирующим режимом.

— Те решения, которые приняты и согласованы, они абсолютно конкурентоспособны, — сказал Шматко. — Мы понимаем, что в мире существует борьба за технологии, за капитал, за тех инвесторов, которые готовы идти в такого рода проекты. По его словам, Россия должна предложить этим инвесторам конкурентоспособные условия. На вопрос «Известий» будет ли проводиться встреча с главами частных компаний, которые просят доступа на шельф, Шматко заявил, что о письме он не слышал.

В «Башнефти» подтвердили, что компания подписала письмо правительству, но от дальнейших комментариев отказались.

Представитель «Лукойла» отметил, что компания выступает за либерализацию доступа к шельфовым месторождениям, поскольку нынешнее положение дел тормозит их освоение. По его словам, «Лукойлу» интересны нефтяные месторождения Баренцева моря.

— У нас есть опыт многолетний реализации морских проектов на Балтике и на Каспии, в том числе работы в сложной ледовой обстановке. У нас есть необходимая инфраструктура в Баренцевом море. Компаниям с госучастием потребуется очень много времени для освоения этого региона, в то время как наши конкуренты — в первую очередь норвежцы — очень сильны. И если мы не начнем там в ближайшее время хотя бы разведочное бурение, мы можем безнадежно опоздать.