Сбербанк погнался за олимпийским серебром

Кредитная организация попросила ЦБ увеличить тираж памятных монет, посвященных Играм в Сочи
Юлия Полякова
Фото: РИА НОВОСТИ/Алексей Даничев

Сбербанк, являющийся эксклюзивным продавцом олимпийских монет, обратился к Центробанку (ЦБ) с предложением увеличить тираж самых популярных из них. Об этом рассказал в среду заместитель предправления Сбербанка Станислав Кузнецов. По его словам, наибольшим спросом пользуются памятные серебряные монеты номиналом 3 рубля, посвященные Сочи-2014. Они активно раскупаются, и в некоторых регионах даже начинает возникать их дефицит.

— Спрос на монеты олимпийской программы в два раза выше, чем на обычные монеты из драгоценных металлов, — сообщил Кузнецов. — Мы отдаем себе отчет в том, что, если потребуется, можем продать их больше, чем предполагает программа, заявленная ЦБ.

Сбербанк является генеральным партнером Сочи-2014 и официальным распространителем посвященных этой Олимпиаде монет из драгметаллов.

— Мы заплатили за данное право, когда выиграли в открытом конкурсе и стали партнером оргкомитета Сочи-2014. И готовы использовать это наше право в полной мере, — заявил Кузнецов.

Сейчас эмитировано несколько видов олимпийских монет: восемь памятных серебряных номиналом 3 рубля и одна инвестиционная серебряная номиналом 3 рубля, а также золотые — номиналом 50 и 100 рублей.

Как рассказали «Известиям» в Сбербанке, на сегодня, начиная с июня 2011 года, продано более 40 тыс. памятных «трехрублевок» на общую сумму около 200 млн рублей. По словам Кузнецова, всего в рамках олимпийской программы ЦБ выпустит 46 видов памятных и инвестиционных монет общим тиражом порядка 36,7 млн штук, в том числе и монеты номиналом 25 рублей, которые будут использоваться в обороте.

Самая дешевая инвестиционная монета из серебра стоит чуть больше 2 тыс. рублей. Самая дорогая, из золота весом 155 г, — 395 тыс. рублей. Причем спрос на нее большой не только из-за «желтого металла», вложения в который являются надежными, но еще и из-за интересного дизайна.

С приближением Олимпиады-2014 коллекционная ценность всех указанных монет будет возрастать.

Банкиры признают, что продажи олимпийских монет — дело выгодное и ими хотели бы заниматься многие кредитные организации. Однако такой возможности нет.

— Я не понимаю, почему какой-либо банк должен обладать эксклюзивными правами на реализацию таких монет, — комментирует начальник управления драгметаллов Промсвязьбанка Ольга Аникейчик.

Она сомневается и в том, что желание Сбербанка увеличить объем эмиссии «олимпийских денег» обоснованно, ведь памятная монета тем более ценна, чем меньше ее тираж.

— Чем реже встречается монета, тем больше на нее спрос, — объясняет Аникейчик. — Уникальные монеты пользуются повышенным спросом в том числе и на вторичном рынке. Но в то же время, добавляет она, выпуск олимпийских монет имеет еще и социальную составляющую.

— Интерес к Играм-2014 и всему, что с ними связано, безусловно, будет очень высокий, и его надо удовлетворить, — заключила Аникейчик.

Ее коллега, начальник управления операций с драгметаллами банка «Открытие» Елена Родинкова, считает, что раз Сбербанк заявляет об увеличении тиража, значит, у него есть для этого веские основания.

— Конечно, все банки хотели бы получить эти монеты. Но Сбербанк — генеральный партнер олимпийских игр в Сочи, а больше никто на такой статус не претендовал, — сказала Родинкова.

По мнению директора департамента по работе с драгметаллами банка «Союз» Алексея Васильева, то, что Сбербанк имеет эксклюзив, вполне справедливо.

— Статус генерального партнера Игр в Сочи должен быть не просто надписью, а приносить ощутимые плюсы, — полагает Васильев.

Что касается увеличения тиража серебряных олимпийских монет, то, на его взгляд, эти деньги можно рассматривать как сувенирную продукцию, а не уникальный товар.

Получить оперативные комментарии у ЦБ не удалось. Но, как пояснил «Известиям» в феврале на презентации олимпийской серии директор департамента наличного денежного обращения ЦБ Александр Юров, не имеет смысла повышать тираж в соответствии со спросом. Иначе теряется нумизматическая ценность памятных монет. Как показывает опыт, для ее сохранения тираж должен составлять 70–75% от спроса.