«Одесских террористов» забирает Москва

ФСБ предъявила заочные обвинения двум фигурантам дела о покушении на Владимира Путина. Генпрокуратура потребовала их выдачи в Россию
Герман Петелин
Фото: ИЗВЕСТИЯ

Лефортовский райсуд Москвы заочно арестовал на два месяца «одесских террористов» Адама Осмаева и Илью Пьянзина. ФСБ России предъявила им заочные обвинения в бандитизме, незаконном обороте оружия и покушении на избранного президента России Владимира Путина. Российским следователям заполучить Осмаева и Пьянзина будет непросто: обвиняемые находятся на Украине и выдавать их России пока никто не собирается.

Официальный представитель Лефортовского райсуда Юлия Скотникова заявила «Известиям», что 9 апреля Пьянзин и Осмаев, находящиеся в украинском СИЗО, заочно арестованы и объявлены в международный розыск. Генпрокуратура России уже направила запрос украинским властям на выдачу Ильи Пьянзина, подтвердил «Известиям» отец одного из задержанных — Александр Пьянзин.

— Окончательного решения, где будут судить Илью, не принято, — рассказывает Александр Пьянзин. — Сначала украинские власти заявили, что будут судить сына в России, но до этого момента, пока не завершено следствие, его не выдадут. Однако недавно в руководстве СБУ произошли какие-то перестановки, и теперь неясно, как решится вопрос.

По версии следствия, 28–летний Илья Пьянзин и 26–летний Руслан Мадаев в декабре 2011 года прилетели в Одессу из Арабских Эмиратов. У них, считают контрразведчики, были четкие инструкции от Доку Умарова. В Одессе Пьянзин и Мадаев должны были овладеть минно-взрывным делом, а после тренировок совершить несколько диверсий в России на объектах ТЭК, а затем взорвать кортеж Владимира Путина противопехотной миной.

Возглавить террористическую ячейку должен был Адам Осмаев, объявленный Россией в международный розыск за попытку покушения на главу Чечни Рамзана Кадырова в 2007 году.

Однако 4 января 2012 года в одесской квартире, где проживали террористы, произошел взрыв. Руслан Мадаев погиб, а Пьянзин получил ранения. Последний во время допроса признался, что является членом террористической организации. А спустя месяц был задержан руководитель ячейки Адам Осмаев.

Служба безопасности Украины предъявила Осмаеву и Пьянзину обвинение в создании террористической организации и подготовке к теракту.

Пьянзин–старший уверен, что его сын стал заложником игр спецслужб.

— Без Мадаева, который затащил Илью в Одессу, вся стройная версия с покушением рушится, — утверждает он.

По словам Пьянзина, за время следствия уже сменились три следователя, а показания двух выживших террористов существенно разнятся. Если Осмаев уверяет, что задания были получены от Доку Умарова, то Пьянзин утверждает, что его в Одессе удерживали обманом и силой. Он собирался ехать домой, но его попросил задержаться в Одессе Мадаев.

— В ОАЭ Илья вместе с женой занимался бизнесом, — уверят Пьянзин–старший. — А когда жена забеременела, он ее отправил в Казахстан. В начале марта она родила мальчика. И он ехал домой, но Руслан попросил, чтобы он помог ему в Одессе с машиной, оформил ее на себя.

Отец уверяет, что на этом все участие сына в делах группировки заканчивалось.

— В тот день, когда произошел взрыв, Илья общался с нами и с женой по скайпу, говорил, что через неделю выезжает, — утверждает Пьянзин–старший. — Все это было за 20 минут до взрыва. И потом, он никуда не бежал и не пытался скрыться. А, наоборот, тушил пожар. И у него обгорели руки и лицо, потому что пламя пытался потушить.

Теперь, по словам отца, спецслужбы хотят, чтобы ту роль, которая отводилась Мадаеву, Пьянзин взял на себя.