В торговые центры без паспорта не доедешь

Департамент транспорта скоро начнет контролировать бесплатные автобусы
Григорий Смолицкий, Анна Семенова
Фото: РИА НОВОСТИ/Георгий Куролесин

Московские власти утвердили порядок согласования бесплатных автобусных маршрутов от торговых центров до ближайших станций метро. Теперь они, как и платные рейсы, должны будут получать паспорт маршрута. Соответствующий документ подписал глава департамента транспорта Максим Ликсутов. Об этом «Известиям» рассказала Жанна Терехова, глава пресс-службы ведомства.

— Раньше такие маршруты никак не согласовывались, — пояснили в департаменте. — Теперь же они будут включены в городской реестр. Это позволит единому диспетчерскому центру установить наблюдение.

Напомним, что в задачи данного центра входит отслеживание движения автобусов, которое позволяет оперативно запускать дополнительные машины или слегка изменять маршрут движения в зависимости от ситуации на дороге.

Из документов ведомства следует, что паспорт маршрута выдается при исполнении перечня определенных требований. Так, среди прочего перевозчик должен обеспечить безопасность движения за счет пред- и послерейсовых проверок техники и здоровья водителей при наличии на маршруте возможности организации остановочных пунктов и хорошей пропускной способности самих дорог.

В торговых центрах «Известиям» рассказали, что их эти изменения не коснутся, так как перевозки осуществляются по договору транспортной компании.

— Когда мы заключаем контракт на оказание услуг, то это подразумевает, что наш партнер (транспортная компания) решает все насущные вопросы, — пояснили в пресс-службе сети «Реал». — То есть в стандартный контракт включается не только перевозка, но и решение всех вопросов по согласованию маршрутов.

Сами же перевозчики к новым правилам относятся не однозначно. «Речь идет о заказных перевозках, фактически работающих как регулярные , — объяснил Станислав Москвичев, первый заместитель начальника Управления перевозок ОАО «Группа Автолайн». — Но для того чтобы новый порядок был действенным, надо придать этому документу статус нормативного акта».

Кроме того, по мнению Москвичева, ряд положений требует уточнения. Во-первых, необходимо прописать, о каких конкретно маршрутах идет речь. Так как большинство ТЦ находятся на территории области, то и маршруты согласованы с подмосковным министерством транспорта. А как этот порядок будет соотноситься с существующим? Если речь идет о внутригородских перевозках, то они составляют всего 5–10%.

Также эксперт обращает внимание на то, что не совсем правильно утверждать маршрут исходя из пропускной способности дорог. Наличие регулярных автобусных перевозок только улучшит ситуацию, сократив количество личных автомобилей. И, наконец, порядок согласования подразумевает наличие отстойных площадок вне пересадочных узлов, улично-дорожной сети и других объектов инфраструктуры, тогда как такие площадки необходимы. Они позволят водителю передохнуть и осмотреть автобус. А получается, что поставить автобус можно только на территории самих ТЦ, где далеко не всегда есть необходимая площадка.

В свою очередь Денис Линев, директор ассоциации «Межрегионавтотранс» уверен, что такие меры вводятся лишь для того, чтобы власти имели возможность самостоятельно распределять маршруты.

— Проблема в том, что за два года департамент подписал буквально единицы новых маршрутов — как межрегиональных, так и внутригородских, — отметил Линев. — А в целом ситуация такова, что документы на согласование лежат годами, а штрафные санкции за несогласованные перевозки только растут.

По мнению Линева, введение новых порядков и новых требований к перевозчикам имеет серьезные коррупциогенные риски.

В свою очередь городские власти объясняют ужесточение правил перевозки стремлением сделать проезд более комфортным для самих пассажиров. Как рассказал «Известиям» заммэра Москвы по вопросам транспорта Николай Лямов, на маршрутах, на которые не нужно получать паспорт, гораздо сложение заставить перевозчиков соблюдать требования по безопасности.