Малый бизнес запустят в «большую Москву»

С предпринимателями обсудят варианты ведения дел на присоединяемых к столице территориях
Юлия Синяева
Фото: Глеб Щелкунов

Столичные власти намерены организовать во всех округах Москвы специальные семинары для предпринимателей малого и среднего бизнеса (МСБ), где будут обсуждаться проблемы, с которыми сталкивается бизнес-сообщество. В числе первых задач, которые предстоит решить на семинарах, — пути развития предпринимательства на присоединяемых к столице территориях. Об этом «Известиям» сообщил глава московского отделения «Опора России» Александр Жарков.

Напомним, что в середине июня 2011 года президент России Дмитрий Медведев предложил расширить границы Москвы, а также создать столичный федеральный округ, куда будут перенесены государственные учреждения федерального уровня. 27 декабря Совет Федерации утвердил изменение границ, в результате чего площадь города увеличилась в 2,4 раза (на 148,9 тыс. га) за счет земель на юго-западе Подмосковья.

Фактическое изменение границ произойдет 1 июля 2012 года, до этого срока объявляется переходный период. За это время представителям власти необходимо решить проблемы, связанные со «стыковкой» законодательных актов двух субъектов РФ, в том числе и в сфере ведения бизнеса. Отличий немало. Так, в частности, Москва и МО по-разному регулируют вопросы приватизации государственного имущества субъектами МСБ. К примеру, в столице арендатор может выкупить не более 300 кв. м с рассрочкой оплаты в один год, в области — 1 тыс. кв. м с рассрочкой в три года.

Другие условия, правда, менее привлекательные, Подмосковье диктует и в отношении арендных ставок. В некоторых районах, например Ленинском, аренда может обойтись бизнесмену в 2,3 тыс. рублей за кв. м, в то время как в Москве ставка установлена на уровне 1,8 тыс. рублей за кв. м. Есть отличия и в налогах на имущество физических лиц. Если в столице имущество стоимостью свыше 500 тыс. рублей облагается 0,5-процентной пошлиной, то в области — 1-процентной. Значительные различия наблюдаются и в отношении земельных налогов. Так, за земли сельхозназначения в Москве необходимо платить 0,3% от кадастровой стоимости участка, в соседнем же регионе условия более завидные — 0,025%.

Ранее эксперты давали довольно оптимистичные прогнозы относительно развития МСБ в «новой Москве». В частности, говорилось о том, что обустраивать присоединяемые территории на 70–80% будут представители малого и среднего предпринимательства. Однако до сих пор эта оценка остается гипотетической. По мнению вице-президента «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна, в первую очередь на новые территории может прийти бизнес, связанный с обслуживанием государственных организаций.

— Однако мы до сих пор не знаем, как будет развиваться территории с точки зрения застройки, расположения объектов. Семинары — вещь хорошая. Участникам в первую очередь будет любопытно узнать, что все-таки думает власть о развитии этих территорий, а потом бизнес сам придумает место приложения своих усилий, — пояснил Данилов-Данильян.

То, что в «формуле» организации бизнеса на присоединяемых территориях пока слишком много неизвестных, заметил и Дмитрий Несветов, президент и совладелец группы компаний «Диана».

— Не имея четкой концепции, говорить о каком-либо развитии бессмысленно. Получается, разговор вслепую. Главное, чтобы мнение общественности действительно было учтено, а не просто было галочкой, — добавил предприниматель.

По словам Несветова, если в конкретных «ареалах» для МСП создадут привлекательные условия, то «бизнес сам туда придет», и «делать административные шаги» (в виде расширения столицы) специально для развития предпринимательства вовсе не обязательно.

В целом, по мнению специалистов, в том случае, если властям удастся оперативно разобраться с регулированием правовых режимов двух субъектов, то особых проблем, связанных именно с расширением, у малого бизнеса возникнуть не должно. Более того, по мнению Александра Чепуренко, президента Национального института системных исследований проблем предпринимательства, если Москва и Подмосковье смогут решить транспортно-логистические проблемы, которые их «душат» уже не один год, «то от этого бизнес может только выиграть».