«Русские сезоны» в Петербурге начались со сдачи билетов

Узнав о болезни Николая Цискаридзе,особо нервные балетоманы потребовали деньги назад
Мария Кингисепп
Евгений Асмолов

Досадный инцидент случился в БКЗ «Октябрьский», где проходило открытие балетного фестиваля. Напомним, что «Русские сезоны ХХI века в честь Мариса Лиепы» посвящены 75-летию со дня рождения легендарного советского танцовщика, но проходят еще и под знаком Сергея Дягилева: в фестивальной программе — восстановленные вплоть до костюмов и декораций — постановки столетней давности, некогда покорившие Париж. Но они будут позже, а пока в афише фестиваля значился грандиозный гала-концерт с участием балетных звезд.

Начать торжественное действо планировали со знаменитой «Шопенианы» в хорео-графии Михаила Фокина. Солистом был заявлен Николай Цискаридзе, но перед самым началом концерта организаторы сообщили, что народный артист России заболел и на сцену не выйдет. Часть публики расстроилась до такой степени, что сдала билеты. Оставшиеся смирились, но их ждало другое разочарование: воспринимать классический танец в интерьере огромного зала, на современном покрытии сцены, а главное — под фонограмму, рвущуюся из динамиков, — удовольствие среднее. Тут не только вековые, проверенные Парижем, декорации и костюмы теряют единство стиля, но и общее ощущение от действа какое-то синтетическое. А в отсутствие на сцене звезды ранга Цискаридзе прочие солисты смотрелись вполне достойными, но все же какими-то бесхарактерными.

Яркости и пронзительности не хватило и в па-де-де из «Павильона Армиды» и «Корсара» (любимого балета Лиепы, в честь которого, еще раз напомним, проходит фестиваль), и в дуэте из «Жар-птицы», хоть и исполняли их солисты Большого, Мариинки и «Кремлевского балета».

На этом фоне совершенно особенно выглядел Патрик Де Бона с номером-посвящением Марису Лиепе «Беззвучные голоса». Скромная по форме современная хореография, неж-ный ритм вальса и французский шарм солиста труппы Мориса Бежара разбавили блеск классической патетики балетных хитов и предсказуемость восторженных зрительских реакций на популярные 32 фуэте и высокие прыжки по диагонали.

В антракте публика едва успела осмотреть выставку портретов и фотографий Мариса Лиепы. Обширную экспозицию из нескольких десятков стендов разместили в фойе «Октябрьского», вперемешку с рекламой партнеров и точками продаж дорогих ювелирных изделий спонсоров фестиваля. Из документов, помимо редких фотографий, во время концерта демонстрировали также фильм Никиты Тихонова «Марис Лиепа» — десятиминутный видеоклип из документальных кадров съемок балетов и фрагментов телеспектаклей разных лет.

Завершил вечер фрагмент спектакля «Половецкие пляски», для которого впервые со времен покорения русским балетом Парижа были восстановлены декорации и костюмы по эскизам Николая Рериха. Их завораживающая красота, как и вдохновенная слаженность полусотни артистов на сцене, почти примирила публику с отсутствием Николая Цискаридзе, но впечатление все равно портила фонограмма. Ведь возил же Дягилев за границу не только балетных, но и оркестр, и хор, без которого «Пляски» немыслимы. И как жаль, что для Фонда имени Мариса Лиепы, при всем богатстве его спонсоров, такая задача оказалась непосильной.