Границы заказника «Большой Утриш» защитила прокуратура

Greenpeace удалось опротестовать конкурс, направленный на ликвидацию государственного заказника
Маргарита Казанцева
Фото: Татьяна Подуст

Прокуратура Краснодарского края признала незаконным проведение конкурса на «подготовку материалов комплексного экологического обследования в целях ликвидации государственного заказника «Большой Утриш» и изменения границ и площади заказника «Абрауский».

Департамент природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края объявил этот конкурс два месяца назад. Новость тут же вызвала скандал: защитники природы предположили, что изменение границ заказника — первый шаг к началу застройки уникальных средиземноморских лесов элитным жильем. Чиновники в ответ заверяли, что работы будут проводиться в целях охраны и развития особо охраняемых природных территорий и что на заказники «Большой Утриш» и «Абрауский» получат статус особо охраняемой природной территории федерального значения.

Российское отделение Greenpeace в конце января обратилось в краевую прокуратуру с требованием проверить законность действий чиновников. Проверка установила, что проведение указанного конкурса не соответствует действующему законодательству и объявила руководителю департамента государственного заказа Краснодарского края Александру Адасько предостережение о недопустимости нарушения законодательства. Руководитель департамента природных ресурсов государственного заказа и экологического надзора Краснодарского края Сергей Еремин заявил «Известиям», что претензии прокуратуры не обоснованны, и напомнил, что относительно заказников «Большой Утриш» и «Абрауский» есть распоряжение правительства РФ.

— Из особо охраняемых территорий регионального значения «Большой Утриш» и «Абрауский» по распоряжению правительства были изъяты порядка 20 тыс. га для образования государственного федерального природного заповедника «Утриш» и субъектового заказника «Абрауский». Мы должны сделать единый заказник, для этого нам необходимо провести обследование границ, в случае необходимости добавить какие-то участки, — пояснил Еремин.

Защитники природы ему не верят. Руководитель программы российского Greenpeace по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин уверен, что для того чтобы добавить дополнительные территории и объединить заказники, не нужно ликвидировать заказник «Большой Утриш»:

— Если даже создадут заказник, то я почти уверен, что там, скорее всего, будет разрешено строительство либо там будут выделены какие-либо зоны природопользования, где строительство разрешено.

Предостережение прокуратуры о недопустимости нарушения закона Адасько получил 7 марта, за пять дней до окончания конкурса. Чиновник считает, что это решение не остановит конкурс, а просто отсрочит и продлит сроки его проведения. Еремин полагает, что прокурор выписал предостережение, посчитав, что одновременно уточнить границы, ликвидировать и образовать невозможно, нужно все сначала описать, ликвидировать, потом образовать.

— Почему прокуроры посчитали, что лучше будет удлинить на 8 месяцев разрешение данного вопроса, — это нам известно. Теперь мы установим границы, поставим на учет все, после этого ликвидируем и образуем. Так это было бы сделано за три месяца, а сейчас мы должны будем каждый раз объявлять конкурс и каждый раз тратить деньги, усилия, время, — говорит Еремин.

Вместе с Крейндлиным обращение в прокуратуру готовил активист природоохранной организации «Экологическая вахта Северного Кавказа» Сурен Газарян. Он считает, что заключение прокуратуры нельзя считать победой, и если краевая администрация вновь объявит конкурс, то нужно будет добиваться его отмены через суд.