Гришковец подслушивает, подсматривает, но не пишет

В новом спектакле «Школы современной пьесы» царит импровизация
Владислав Тарнопольский
Иосиф Райхельгауз и Евгений Гришковец. Источник фото: modern-drama.livejournal.com

«Школа современной пьесы» представила новую постановку Евгения Гришковца и Иосифа Райхельгауза «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное».

Идея в «Подслушанном…» из тех, что уже не нова, но вечно экспериментальна: спектакль-импровизация, причем без единой заранее расписанной реплики. «Своими словами» — написано в программке там, где обычно пишут фамилию автора.

Актерам предложили лишь самую общую фабулу: ресторан, шесть столиков, шесть историй, два часа действия, своя для каждого столика «тема» импровизации. Никаких подтекстов в выборе амплуа — в ресторан приходят ровно те персонажи, которые там и должны быть: старые друзья, два бывших однокурсника, незнакомка (девушка по найму), юбиляр, ожидающий гостей.

Но за каждым столиком что-то идет не так: пути однокурсников разошлись, старые друзья чуть не ссорятся при оплате чека, а к юбиляру так никто и не приходит. Заведует всем действом осветитель: включая лампу над тем или иным столом, он определяет, где сейчас будут импровизировать.

Благодаря незамысловатости коллизий наблюдать за шестью параллельными историями оказывается несложно. Местами сюжет оказывается слишком предсказуемым: так, уже после первого телефонного звонка Юбиляру (Альберт Филозов) становится понятно, что никто из 12 «поздравлянтов» к нему не придет.

А амплуа Лгуньи (Екатерина Дикторенко), которая не то чтобы лжет, а просто не умеет говорить правду, раньше времени «продано» в программке. Но авторы и не ставили задачей поразить зрителя сюжетными перипетиями — для них важно не что играют, а как. На первый план выходит мастерство импровизаторов, и здесь стоит отдать должное всем актерам: экспромты у них получаются.

В конце спектакля многое «переворачивается». Приятная незнакомка просит у своей жертвы почасовую оплату, «старый друг» попадает в больницу с инфарктом, но все равно оплачивает чек за ужин, а единственное искреннее поздравление Юбиляр получает от Лгуньи. А главным персонажем представления оказывается… официант (Иван Мамонов). Единственный герой, объединяющий разные сюжеты, оставался в тени весь вечер: как в хорошем, но типичном детективе.

Официант рассказывает, как по окончании актерского факультета и многолетних попыток найти работу по специальности он в конце концов устроился в ресторан. «Лучше работать в хорошем ресторане, чем в плохом театре» — заключительный тезис, для театральных подмостков непраздничный, но, увы, злободневный.

Спектакль каждый раз будет разным. Подсмотреть незаписанное можно будет еще по меньшей мере четыре раза — 29 марта, 3, 13 и 20 апреля.