«Водное метро» оставили без подвижного состава

Запуск инновационного проекта отложен из-за нехватки пассажирских катеров
Григорий Смолицкий
Фото: РИА НОВОСТИ/Руслан Кривобок

Из-за недостатка финансирования производители смогут подготовить к апрелю только один из десяти запланированных катеров, необходимых для запуска «водного метро». Об этом рассказал гендиректор ООО «69 судостроительный завод» Владимир Козлов.

В департаменте транспорта допустили, что проект все-таки может быть реализован в этом году, правда, позднее. Кроме того, как выяснили «Известия», частники в таком виде перевозок не заинтересованы, а потому инновации москвичам придется ждать как минимум год.

— Мы сделали опытный катер для перевозки 30–50 пассажиров, он стоит на достройке и уже скоро будет спущен на воду, — пояснил Козлов. — Конечно, к 1 апреля он будет на плаву. Однако чтобы делать остальные, нам надо испытать этот, а также решить проблему финансирования, так как кредиты, к сожалению, нам не дают, а своих денег у завода недостаточно.

Какие-либо прогнозы относительно того, когда у завода деньги могут появиться, Козлов дать не смог.

Как уже сообщали «Известия», в апреле этого года должен был быть запущен первый экспериментальный маршрут так называемого «водного метро» — от Печатников до Китай-города. На нем должны были курсировать 10 пассажирских катеров и одно техническое судно. За 50 рублей пассажир мог попасть из Печатников в центр за 50 минут. Несмотря на то что такая поездка будет дольше чем на метро (около 30 минут), власти и эксперты видели в водных перевозках реальную возможность немного разгрузить наземный и подземный транспорт хотя бы на летнее время.

Напомним, что развитие регулярных водных пассажирских перевозок предусматривает транспортная программа города на ближайшие пять лет. По мнению ее авторов, формирование маршрутов по Москве-реке и Каналу имени Москвы, а также организация паромных переправ должны разгрузить общественный транспорт.

— Система маршрутов водного транспорта будет скорректирована с учетом маршрутной сети метро и наземных перевозок. Это позволит снизить нагрузку на общественный транспорт и дорожную сеть Москвы, — пояснил заммэра по вопросам развития транспортной инфраструктуры Николай Лямов во время представления программы на заседании правительства.

Относительно первого маршрута известно, что обустройство береговой инфраструктуры и причалов (в том числе временных надувных конструкций) должно было лечь в плане финансирования на городской бюджет, а приобретение катеров планировалось передать частным инвесторам. Кроме того, на развитие речного транспорта в столице почти 20 млрд рублей должно было выделить Министерство транспорта РФ.

Однако источник в правительстве Москвы сообщил, что пока окончательно хоронить идею рано. «От завода никаких официальных заявлений мы не получали, — пояснил собеседник «Известий». — В апреле проект явно не будет запущен, но пока производители пытаются успеть что-то сделать к началу пассажирской навигации в мае».

Стоит добавить, что если тверской завод не сумеет решить проблемы и произвести катера, то о «водном метро» придется забыть минимум на год — по мнению экспертов, частные компании вряд ли заинтересуются такими перевозками.

— Раньше было прекрасно налажено пригородное сообщение по реке, ходили «Ракеты», и люди спокойно ездили даже на работу, — рассказал исполнительный директор Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Венедикт Сулаберидзе. — Но сейчас частным компаниям это сделать трудно: надо скоординировать свой маршрут с метро и наземным транспортом, просчитать пассажиропоток, кроме того, без субсидий от государства осуществить такой проект тоже не получится.

По словам эксперта, сейчас речные перевозки превратились скорее в экзотику, и вряд ли частные компании смогли бы наладить не прогулочное, а регулярное пассажирское сообщение.