Не хватает инновационности

Изменит ли госпрограмма по созданию технопарков сырьевую направленность экономики?
Сергей Мальцев

Нередко «высокими» в России считаются технологии, уже массово используемые на Западе, поэтому говорить об их инновационности не приходится. Исправить эту ситуацию отчасти призваны технопарки: и частные, и те, что появляются на территории России благодаря госпрограмме.

6 лет назад правительство РФ утвердило комп­лек­сную программу «Созда­ние в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Цель – обеспечить ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей экономики в соответствии с приоритетными направлениями ее модернизации (энергоэффективность и энергосбережение, космические технологии, стратегические информационные технологии, программное обеспечение и др.). Особые экономические зоны, технопарки, наукограды, не сомневаются власти, должны служить внедрению инновационных технологий и производств, появлению эффективных моделей интеграции образования, науки, экономики и бизнеса.

Но необходимо учесть, что, говоря о «высоких технологиях», часто принимают желаемое за действительное: производство светодиодов или ридеров – все это уже давно освоено на Западе, поэтому мы здесь в лучшем случае просто занимаемся импортозамещением. По мнению некоторых экспертов, вся российская программа развития технопарков изначально была «заточена» под трансферт технологий. Это, естественно, беспокоит, хотя, без сомнений, программа может быть достаточно успешной и экономически эффективной. Так, по данным Минкомсвязи, общая выручка 291 компании-резидента шести существующих сегодня технопарков (6538 рабочих мест) составила 22 млрд рублей при общих расходах федерального бюджета в 2007–2011 годах на уровне 6 млрд рублей.

Только – вместе

Координатором программы стало Министерство связи и массовых коммуникаций. При этом строительство технопарков должно было вестись на условиях софинансирования из федерального и региональных бюджетов с привлечением частных инвестиций. Регионы заинтересованы за счет технопарков создать новые рабочие места, привлечь передовые производства и обеспечить их высокую инвестиционную эффективность. Модель софинансирования предполагала изначальные инвестиции в строительство технопарков из региональных бюджетов и лишь во вторую очередь – поступление федеральных средств. Поэтому слабая активность некоторых регионов, осложненная финансовым кризисом, автоматически привела к симметричному сокращению или отказу в финансировании со стороны федерального центра. В результате из десятка изначально планируемых технопарков в списке осталось лишь шесть «отличников», которым не урезали госфинансирование: «Западно-Сибирский инновационный центр» (г. Тюмень), «Кузбасский технопарк» (г. Кемерово), «Технопарк-Мордовия», «Технопарк Новосибирского Академгородка» и два технопарка в Татарстане (казанский «ИТ-парк» и «Технополис «Химград»).

Господдержки в ходе реализации программы едва не лишились проекты в Подмосковье (Черноголовка и технопарк в Дмитровском районе), проект на базе Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, технопарк в Обнинске (Калужская область). Глава Минкомсвязи Игорь Щеголев открытым текстом заявил, что логично перераспределить ресурсы в пользу тех, кто что-то делает или выказывает готовность работать. Кроме того, причинами прекращения финансирования некоторых технопарков стали невозможность выполнения регионами всех требований, предъявляемых к началу строительства (земельные оформления, утверждения проектов строительства и технико-экономических обоснований). В целом Коллегия Счетной палаты в конце прошлого года отметила, что высокая эффективность расходования бюджетных средств и реализации программы технопарков в отведенный срок была достигнута только в Республике Татарстан.

День сегодняшний

Сейчас идет третий этап целевой программы строительства технопарков, рассчитанный на 2011–2014 годы. Планируется выделить из госбюджета около 6 млрд рублей (при этом от 19 субъектов РФ заявок представлено на 13,6 млрд рублей). Эти средства Минкомсвязи планирует направить на строительство новых площадок и на обеспечение господдержки технопарков, потерявших федеральное финансирование на предыдущем этапе. К ним относятся технопарк «Обнинск» в Калужской области, «ИТ-парк Анкудиновка» в Нижегородской области, технопарк в Московской области с переносом площадки в Пущино. Четыре новых технопарка будут созданы в Санкт-Петербурге (на базе технопарка «Ингрия»), в Пензенской области – «Технопарк высоких технологий», в Самарской области – «Жигулевская долина» (для реанимации моногорода Тольятти), в Набережных Челнах – «ИТ-парк». Интересно, что на условиях автономного развития без выделения средств бюджетного финансирования была включена в комплексную программу с новым технопарком и Тамбовская область (как это ни странно, технопарк – в сфере «высоких» сельскохозяйственных технологий).

Уже созданным российским технопаркам нередко приходится прилагать двойные усилия, чтобы, с одной стороны, показать высокую экономическую эффективность, с другой – выращивать настоящие инновационные стартапы и налаживать кооперацию между технопарками. Для этого летом 2011 года была образована Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий, а ее директором стал экс-председатель совета директоров технопарка «Система-Саров» Андрей Шпиленко. «Сейчас действующих технопарков пока не так много, но уже идет серьезная кооперация и обмен опытом. В частности, мы активно сотрудничаем с коллегами из Казани, – обосновывает необходимость усиления взаимодействия технопарков Дмитрий Верховод, директор «Технопарка Новосибирского Академгородка». – Кроме того, рассчитываем на серьезную кооперацию с нашими коллегами из технопарка в Кемерово, где наши разработки могут пригодиться на инновационноемких металлургических и угольных предприятиях».

С другой стороны

Модель технопарков доказала свою эффективность при создании инновационных экономик развитых стран. Львиная доля государственных инвестиций в США и Европе приходится на специализированные технопарки с их налоговыми льготами и развитой инфраструктурой, что способствует притоку частных инвестиций в новые технологии. Технопарки предлагают огромные инвестиционные возможности для превращения соответствующих регионов в настоящие высокотехнологичные кластеры. Конечно, при условии, что они развиваются вместе с созданием специальной экосистемы, включающей бизнес-инкубаторы, акселераторы и центры коммерциализации. «Кроме того, важным условием является близость инвестиционных и венчурных фондов, интеграция всех этих элементов в местное академическое сообщество, где сами студенты стремятся мыслить инновационно без какой-либо внешней стимуляции», – подчеркивает Кендрик Уайт, генеральный директор консалтингового агентства «МАРЧМОНТ Капитал Партнерс».

Однако, по мнению Алексея Якушева, вице-президента Центра управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия» («Стратегия-Центр»), существует и другой путь. Деятельность по созданию технопарков полностью укладывается в опыт поддержки научно-технического потенциала, накопленный странами с развитой инновационной экономикой. Беда в том, что Россия во многом пытается заимствовать зарубежный опыт, уникальный и крайне специфический, нивелируя собственные достижения. На Западе, создавая технопарки, решали не только проблемы инновационного прорыва, но и комплексного освоения или восстановления депрессивных территорий. Поэтому там есть масса примеров, когда проекты в итоге просто «ушли» в обычное промышленное развитие. В России есть собственные проекты создания федеральных целевых технопарков. Например, Федеральный ядерный центр в Сарове, подмосковные Королев и Жуковский, которые создавались для прорывов на ключевых направлениях, что и было успешно сделано. По факту все они сегодня являются крупнейшими в мире технопарками, находятся на зрелых этапах своего жизненного цикла. Их развитие в качестве инновационных центров требует новых инвестиционно-управленческих решений. Причем у каждого из них собственная судьба, и единый подход не будет эффективен.

Если же говорить о возможностях изменить сырьевую направленность нашей экономики, то это удастся сделать только за счет постиндустриального и инновационного сектора – то есть создания производства по ключевым технологиям, которые на мировом рынке не продаются. Для этого необходим трансферт технологий, но не только для замещения импорта, а для развития собственного инновационного сектора. Здесь просто незаменим сегодняшний опыт Китая, который лишь повторяет успешный опыт СССР.

Смена парадигм

Об изменении пути развития технопарков говорят и на Западе. Европа активно занимается разработкой прорывных инноваций. «При этом технопарки старого образца, созданные в последние десятилетия XX века, постепенно замещаются создаваемыми в настоящее время исследовательскими лабораториями и экспериментальными центрами, еще более интегрированными в окружающую социальную экосистему», – считает Андре Лочель, президент Territories of Tomorrow Foundation (фонд поддерживает инновационные инициативы на локальном уровне). Часто называемые «Территориями знаний» и сопровождаемые «живыми» лабораториями, они, как правило, объединяют исследователей и предпринимателей (как и классические технопарки), но, кроме того, привлекают креативных людей, которые делятся с ними своим видением будущего.

Самый первый

Сметная стоимость казанского «ИТ-парка» составила 2,9 млрд рублей, из которых 1,3 млрд было выделено из федерального бюджета (остальное – средства регионального бюджета). Ключевым направлением является разработка программного обеспечения, в том числе в сфере электронного правительства и электронных государственных услуг. Казанский «ИТ-парк» стал первым реализованным проектом в рамках госпрограммы. За два года работы «ИТ-парк», как и его бизнес-инкубатор, оказался заполнен на все 100%. Общее количество сотрудников компаний-резидентов составляет более 1,5 тыс. человек, а общая выручка резидентов за прошлый год – более 2,6 млрд рублей. Начав практически с нуля, половина из их получает большую часть выручки за пределами республики. К примеру, компания «Барс Груп», присутствует в 60 субъектах РФ. Разработки компании «Системы документооборота» используются в правительстве Москвы, в других российских регионах. В августе 2012 года состоится открытие второй площадки «ИТ-парка» во втором по величине городе Татарстана – Набережных Челнах. Он будет стимулировать развитие российских информационных технологий в области машиностроения, нефтехимии и других отраслей. На базе технопарка также будет работать бизнес-инкубатор, площадь которого в 2 раза превысит размеры казанского.

Что на земле, что в космосе

«Технопарк Новосибирского Академгородка» имеет кластерную структуру, которая и определяет ключевые направления его деятельности: информационные технологии, приборостроение, био- и медицинские технологии, а также нано- и новые материалы. Резидентами «Академпарка» являются 173 компании, в которых работают 6346 человек, а объем их суммарной годовой выручки в 2011 году составил 13,125 млрд рублей. Там работают собственные гиганты – к примеру, компания «СофтЛаб-НСК», разрабатывающая различные симуляторы для космической сферы, а также системы автоматизации телевизионного эфира «Форвард» (50% российского рынка, множество внедрений по всему миру). Компания «Медико-биологический союз» работает над системами диагностики различных маркеров, «Тион» производит медицинские системы обеззараживания и очистки воздуха нового поколения, которые позволяют очищать воздух от микро- и наночастиц, вредных газов и продуктов горения (как при смоге в Москве летом 2010 года). Особую гордость вызывают успехи собственных стартапов «Академпарка». К примеру, компания Grizzly Junior, чья игра Robber Rabbits была признана Apple «Игрой недели» и заняла в AppStore первые позиции.