Белорусские кукольники выяснили, почему стареют люди

К суровой прозе и сказочной поэтике режиссер Алексей Лелявский добавил кукольной философии
Елена Губайдуллина
Сцена из спектакля «Почему стареют люди?..». Источник фото: goldenmask.ru

Белорусский театр кукол, участвовавший во внеконкурсной программе «Золотой маски», показал в Центре им. Мейерхольда спектакль «Почему стареют люди?..». Ответ на вопрос оказался страшным. Драматург Анатолий Вертинский написал свою пьесу по мотивам народных сказок, наотрез отказавшись от благополучного финала. Добро пытается бороться со злом, но силы оказываются неравными, все остается на своих местах, как в жизни.

К суровой прозе и сказочной поэтике режиссер Алексей Лелявский добавил еще и кукольной философии. Ее основной вопрос — кто ведущий, а кто ведомый? — многое определил и в постановочной технике спектакля, и в его смыслах. Куклы играют людей, а актеры изображают высшие силы и призраков. Обратный эффект срабатывает с волшебной точностью — люди в обличье кукол видятся существами нереальными, а «высшие силы» похожи на простых граждан.

Самое удивительное, когда куклы в открытом пространстве действуют без посторонней помощи. Просыпаются тряпичные дедка и бабка, усаживаются на скамьях, оседая рыхлыми тельцами. Движения становятся сложнее, появляются кукловоды — врачи в стерильных халатах и марлевых масках. Сказочные старички доживают свой век не в деревенской лачужке, а в больнице. Но депрессивная обстановка чуду не помеха.

Больничная палата превращается в необъятные просторы — на белые двери проецируется флэш-анимация. В небе мечутся птицы и звезды, одна падает на Землю, оборачиваясь чудесным мальчиком. Рыгорка, посланный старикам свыше, — тот самый эпический сверх-герой, осмеливающийся противостоять мировому злу. То, как это зло изувечило и Землю, и ее население, образно представила художница Татьяна Нерсисян.

В дощатый помост вбиваются грубые шесты — то сваи для убогих жилищ-скворечников, то столбы линий электропередач, то скелеты деревьев, то странные надгробия… Лица кукол, оплывшие и недоуменные, напоминают вопросительные знаки. Что делать — не знают, хотя кто виноват — известно всем.

Змей-диктатор в гротескном исполнении Александра Васько — гремучая смесь хищного волка и Фантомаса. Одет не в шкуры-перья, как подобает Горынычу, а по-простому — в кальсонах, в пиджачке и при галстуке. Маньяк, упивающийся властью, чудовищен. Еще ужаснее, что за пределами спектакля таких властителей видимо-невидимо — и в кальсонах, и в брюках, и в галстуках.

Разве Рыгорке, глазастому комочку ткани, одолеть такого? Наслушается мальчонка страшных историй о людских предательствах и подлостях и исчезнет. Мудрые, чуть усталые голоса Владимира Грамовича (Старик) и Светланы Тимохиной (Старуха) произнесут, как считалку: «Был у нас сын Иванко, его убили на войне. Был у нас сын Романко, да умер по весне. Был у нас сын Рыгорка, да улетел как зорка».

Ясно, что бабка с дедкой не умрут — что им, тряпичным, сделается? Вопрос, почему на добро отвечают злом (а именно поэтому стареют люди), останется для них открытым. А в дверях и окошках померещатся то богатырь в пилотке с красной звездой и с куклой в руках (Тимур Муратов сыграл и Рыгорку, и погибшего Иванко), то счастливый молодец в соломенной шляпе, словно солнце (Дмитрий Рачковский). Наверное, это и есть Романко.

Возможно, следующая упавшая звезда попадет в его руки. И он, наивный, тоже пойдет по свету — доискиваться, откуда берется зло. Вопрос висит в воздухе, значит, еще не все потеряно. Хотя более грустного спектакля в кукольном театре не было давно.