Чиновники составят «портрет ребенка в мегаполисе»

В детских садах начинают целенаправленно воспитывать жителей большого города
Наталья Корчмарек
Фото: Глеб Щелкунов

В детских садах Москвы могут появиться стены для скалолазания и многоуровневые лабиринты. Эти и другие нововведения должны получить дошкольники столицы по результатам масштабного исследования «Ребенок в мегаполисе». Рабочая группа для его проведения была сформирована на днях под эгидой департамента образования Москвы.

Глава управления комплексного анализа и стратегического развития системы образования ведомства Маргарита Русецкая рассказала, что в исследовании примут участие педагоги, психологи, социологи, архитекторы и другие эксперты. Результаты будут использованы при разработке нового московского стандарта качества образования.

«Дети в современном мегаполисе недостаточно времени проводят на улице, мало двигаются», — пояснила Маргарита Русецкая. По ее словам, нужно, в частности, засаживать дворы детсадов деревьями, организовывать крупные навесы, под которыми можно гулять в любую погоду, а также учить детей тому, как вести себя в случаях SMS- и интернет-мошенничеств. «Что еще необходимо детям большого города, должно выявить исследование», — пояснила Русецкая.

Планы чиновников поддержали эксперты. «У ученых сейчас нет портрета современного столичного ребенка», — заявила директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких. Она отметила, что, согласно недавним исследованиям, проведенным среди московских малышей 6–7 лет, около 40–60% из них имеют несформированную речь, а также плохо ориентируются в своих и чужих чувствах, если дело не касается страха.

— Это говорит о том, что детям в мегаполисе остро не хватает коммуникаций, — пояснила Марьяна Безруких. — Нужно любыми путями увеличивать долю времени, отведенную в детских садах на общение детей между собой и со взрослыми.

Специалисты в области образования полагают, что детей большого города нужно активнее развивать. «На сегодняшний день действительно нет исследований о том, как ребенок чувствует себя в большом городе, — заявил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. — Дети Москвы занимаются чем-то развивающим фактически только в детском саду. Поэтому нужно снизить количество «обучающих» часов, посвященных подготовке к школе, и больше занимать их творчеством — игрой на музыкальных инструментах, танцами, театральными постановками и т.д.».

Психологи уверены в том, что малышей столицы нужно развивать мультикультурно. «Мегаполис характеризуется в том числе наличием большого числа детей — представителей разных культур, — заявила завкафедрой дошкольной педагогики и психологии МГППУ Ирина Бурлакова. — Нужно сделать упор на развитии толерантности: проводить игры и познавательные занятия в том числе с использованием костюмов, музыки, игрушек разных стран и национальностей».

Сейчас в Москве более 2 тыс. детских садов, которые посещают около 400 тыс. детей.