Украина готовится к «вагонной войне» с Россией

Торговых конфликтов Киев сможет избежать только в рамках Таможенного союза
Янина Соколовская, , Мария Жебит
Грузовой состав подъезжает к Киевской сортировочной станции. Фото: REUTERS/Анатолий Степанов

В феврале Россия приостановила эксплуатацию более 80 тыс. украинских грузовых вагонов. Сталь, из которых они сделаны, произведена на «Азовэлектростали» и Кременчугском сталелитейном заводе, а ее низкое качество приводит к частым поломкам вагонов, которые с начала года привели к трем авариям. В начале марта Россия восстановила было сертификат соответствия на кременчугскую сталь, однако несколько вагонов снова сошли с рельсов из-за дефекта украинского литья. А это значит, что со дня на день может произойти очередная приостановка сертификата соответствия или даже его аннулирование.

14 марта в Москве, выступая на итоговом заседании коллегии Ространснадзора, вице-президент ОАО «РЖД» Александр Тишанин сообщил, что в текущем году уже допущено 12 изломов деталей крупногабаритного вагонного литья, из которых три привели к крушениям поездов на Северной, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах.

Тишанин привел в своем выступлении статистику по заводам-производителям, выпустившим детали с подтвержденными в последующем дефектами литья. В пятерку «лидеров» помимо российских «Уралвагонзавода», «Алтайвагонзавода» и «Промтрактора» вошли уже упоминавшиеся Кременчугский завод и «Азовэлектросталь» с Украины.

В самой республике между тем склонны связывать отказ от эксплуатации своих вагонов не столько с их качеством, сколько в газовыми войнами.

— Пока не решится газовый вопрос, в двусторонних отношениях постоянно будут возникать разные зкономические конфликты, — говорит «Известиям» украинский политолог Константин Бондаренко.

«Вагонная война», по его оценке, больно ударит по украинским производителям. Только для Крюковского вагоностроительного завода российский рынок сбыта — около 70% выручки. Но Украина готова пойти на убытки, чтобы продолжить торговаться с Россией о скидке на газ. Поставка грузовых вагонов может стать очередным рычагом давления. Тем временем производители будут искать новые рынки сбыта — на днях, например, пробная партия грузовых вагонов была продана Кении.

— Сейчас мы говорим не про причину, а про последствия. Сегодня «сырная война», завтра карамельная, послезавтра трубная, потом начнется строительная или какая-нибудь другая. Это не имеет никакого значения, потому что все они — это способ давления на Киев, чтобы он вступил в Таможенный союз, — считает экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко. 


При этом полумер, по словам украинских экспертов, для решения проблем недостаточно.

— В прошлом году украинское правительство сделало верный шаг, подписав договор о создании зоны свободной торговли со странами СНГ. Однако практика показывает, что этого мало, — говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Он убежден, что львиную долю спорных вопросов можно уладить только через соглашение о свободной торговле с Таможенным союзом. По формуле «три плюс один» Киев получит возможность подписать те договоры, которые его устраивают. Только в этом случае будущих торговых конфликтов можно будет избежать.

Пока же Кременчугскому заводу пришлось снизить производство на 25%. Большую часть продукции здесь отправляют на склад — «до лучших времен».