В начале апреля, в Петербурге настанут «Русские сезоны XXI века в честь Мариса Лиепы». Этот фестиваль, уже отгремевший в Москве, — детище Андриса Лиепы: с недавних пор младший представитель балетной династии увлекся продюсированием. 2 апреля в БКЗ «Октябрьский» пройдет гала-концерт с участием Николая Цискаридзе, Илзе Лиепа, звезд театра «Кремлевский балет» и Патрика де Бона, солиста труппы Мориса Бежара. На десерт покажут документальную короткометражку Никиты Тихорова о Лиепе. А с 3 по 5 апреля уже на другой сцене — в Михайловском театре — будут давать премьеру «Павильон Армиды» и «жемчужину мирового балета» — «Шехерезаду».
Гастроль, как следует из названия проекта, посвящена 75-летию со дня рождения выдающегося танцовщика, хореографа и педагога Мариса Лиепы. Еще в 60-е годы прошлого века он начал реконструировать знаменитые постановки антрепризы Сергея Дягилева.
На эти давние шедевры и замахнулся Андрис Лиепа.
— И если Дягилев был виртуозом займа, то я — виртуоз работы с друзьями и соратниками по цеху, — заявил Андрис, скромно улыбаясь на презентации фестиваля в Петербурге.
Впрочем, с финансами у Лиепы, судя по всему, полный порядок: попутно с реанимацией балетов он основал благотворительный фонд имени своего отца, а в партнеры позвал «Газпром».
Основная, как теперь говорят, «фишка» проекта в том, что Лиепе-младшему удалось максимально точно воссоздать первоначальное оформление «Сезонов», в частности, костюмы и декорации Николая Рериха для «Половецких плясок» и Александра Бенуа для «Павильона Армиды». Для максимальной достоверности «картинки» Андрис даже ходил в библиотеку и подружился с потомками Николая Черепнина: нужные материалы нашлись в архиве внукакомпозитора, проживающего ныне в Америке. Наконец, интриги происходящему добавляет тот факт, что все спектакли «Сезонов» Андрис Лиепа изначально задумывал для Мариинского театра, с которым у него затем «наступил конфликт интересов».
— Театр — это такое особое явление, в которое нельзя «заскочить на денек», — аккуратно заметил Лиепа. — Я понял, что мне гораздо удобнее существовать в формате антрепризы. Причем, работать с Ригой лучше, чем с Москвой. Для наглядности Лиепа-продюсер привел несколько цифр. Так, для десяти его спектаклей было пошито порядка 1000 костюмов, которые, как он считает, весьма сложно хранить в стационаре. А привезти, например, в Париж трейлер с декорациями из Риги стоит 2,5 тысячи евро, тогда как из Москвы почему-то — 7,5.
Из тех же соображений экономии выступать в Петербурге «сезонные» артисты будут без оркестра: вывоз почти двух сотен музыкантов Андрису «дается кровью», так что в БКЗ и в Михайловском прозвучит фонограмма. Это будет запись симфонического оркестра под управлением Евгения Светланова, оркестра Большого театра (дирижер Андрей Чистяков) и трек, записанный Валерием Гергиевым.