Японские художники соединили мир реальный и воображаемый

На выставке в ММСИ можно увидеть пластиковые скульптуры и мать-и-мачеху из дерева
Константин Назаренко
фото: ИЗВЕСТИЯ/Владислав Староверов

В Москве открылась выставка современного японского искусства «Двойная перспектива». Искусство оказалось неоднозначным.

Пятиметровый мальчик снял шлем желтого противорадиационного костюма и держит его на ладони. Шлем похож на периодически вспыхивающее солнце. Пластиковая скульптура так и называется: «Дитя солнца». Напротив установлена человеческая фигура, целиком закованная в противорадиационную броню. Фигура держит на поводке собаку, тоже в броне.

— Это произведения Кэндзи Янобэ, известного нашего художника, — сказал «Известиям» японский куратор выставки Кэндзиро Хосака. — Вот эта, с собакой, была сделана в начале 1990-х, под впечатлением Чернобыля. Ее посыл: надо всеми силами отгородиться от окружающего мира. А «Дитя солнца» создано недавно, уже после аварии на АЭС «Фукусима». Видите, мальчик снял шлем. Имеется в виду, что надо больше доверять природе, открыться ей. Если для этого необходимо закрыть атомные станции — значит, так надо, мы проживем и без них.

— Мы хотим представить широкую панораму современного японского искусства, — поясняет российский куратор выставки Елена Яичникова. — «Двойная перспектива» означает два понятия: реальный мир и воображаемый, в пространстве между которыми и располагается искусство.

При взгляде на экспонаты кажется, что творческая мысль предпочитает многозначную форму, чтобы любыми путями исключить однозначное толкование произведения. Скажем, в темной комнате на экран проецируют черно-белое изображение чьей-то квартиры. По квартире летают маленькие самолеты.

«Боинги», «МакДугласы», «Эйрбасы» с рокотом заходят на посадку в двери туалета, взлетают из спальни, меняют в коридоре эшелон, причем делают все сами, людей не видно. Несмотря на анекдотичность, происходящее выглядит завораживающе, посетители простаивают перед экраном минут по десять.

— Мне хочется придать форму внеопределенной реальности, — объясняет свое творение Хираки Сава, автор этого кино.

А вот еще один сюжет. На подоконнике стоит цветок в бутылке из-под воды. Мало ли, забыл кто-то, думаешь. Но оказывается, цветок деревянный, сбоку висит малозаметная табличка с именем автора — Ёсихиро Суда. А внизу, под батареей — крошечная мать-и-мачеха: на первый взгляд, обычный зеленый росток пробился в тепле старого дома. Ан нет, росток тоже из дерева. Вот он, пример японского внимания к деталям.

Современное искусство — вещь специфическая, поэтому быть уверенным в реакции публики заранее нельзя. Как, скажем, отреагируют посетители на ванну, изнутри которой бьют сполохи света, а снаружи подвешено ведро, из которого капает вода? Всё это опутано трубками. Произведение художника Тэцуя Умэда называется «Вначале двигалось».

— Умэда — талантливый художник, работающий с бытовыми, повседневными материалами, — говорит Елена Яичникова. — Он создает из них искусство, поэтизирует повседневность. Надо просто присмотреться, и вы увидите, насколько красиво это сделано.

Японцы в отношении российской публики тоже настроены оптимистично.

— У меня здесь случился интересный опыт, — рассказывает Кэндзиро Хосака. — Когда мы сегодня утром повесили в зале красивый коллаж, одна смотрительница всплеснула руками от восторга, поставила стул перед картиной и углубилась в созерцание. Так что я верю, что современное японское искусство придется по душе вашим зрителям, если даже пожилые люди, которые по определению консервативнее молодежи, так на него реагируют. В Японии те, кто старше 50, в основном предпочитают импрессионизм, старинную живопись.