МолОт ударил по ушам

Молодые российские композиторы предпочитают шумы и скрежет
Виктория Иванова
Источник фото: vk.com/emelyanychev

В Московской филармонии открылся Первый фестиваль МолОта — Молодежного отделения Союза композиторов России.

Организаторы — сами молодые авторы, несмотря на отсутствие административной поддержки, замахнулись на широкую географию: фестиваль пройдет в Москве, Петербурге, Казани, Саратове, Екатеринбурге и других городах России. Заключительным аккордом станут концерты в Париже и Ереване.

Вечер открытия, получивший название «Плюс-минус танец», имел целью возродить танец в его академическом понимании. В итоге некоторых авторов увело далеко от этого жанра.

Московский композитор Николай Попов продемонстрировал публике танец в исполнении космических сфер: под шаманский бубен в полной темноте на экране переливались сгустки субстанций, сквозь которые просвечивал легендарный город Аркаим. В сопровождении утробных звуков трубы и сводящего зубы скрежета смычка о гитарные струны на том же экране крутился на кольцах азиатский гимнаст — это уже сочинение Михаила Пучкова.

В ритмической игре причмокиваний, постукиваний и переключения клапанов трубы, по замыслу Сергея Кима, должна была узнаваться виолончельная жига И.С. Баха. Во время интерактивной части Dream нижегородца Марка Булошникова слушатели недоуменно озирались на стаю клакеров, повторяющих за компьютерным голосом из колонок бессмысленный набор слов, а услышав очередной авангардно звучащий инструмент, нервно подхихикивали.

Неудивительно, что к концу первого отделения алюминиевые ложки-вилки-ножи вместо ударных и вилка в руках дирижера Максима Емельянычева вместо дирижерской палочки («Спорные фантазии Воробьихи Чаклен» создателя МолОта Ярослава Судзиловского) не вызывали никаких нареканий.

После антракта ряды слушателей поредели, и зря. После «Леса венских сказок» Александра Хубеева (перебивающие звук клавесина электронные шумы, созданные из некогда прекрасных вальсов Иоганна Штрауса) для ушей настало время отдыха. Более традиционные «Бачата L» украинца Золтана Алмаши, «Скерцо» Сергея Чечетко из Йошкар-Олы и «Гальярда» Эльмира Низамова (Казань) в исполнении ансамбля МолОта «Карт-Бланш» подействовали на публику подобно валерьянке.

Пока московские авторы предпочитают лабораторные эксперименты по изобретению нового велосипеда, иногороднее молодое поколение ставит на любимое средство передвижения новые колеса — и оказывается в выигрыше. Лучше добавить «велосипеду» скорости и перекрасить его, чем пытаться улететь на голой раме, изогнутой противоестественным способом. И нервы целы, и слушатели довольны.