КПРФ меняет стратегию

Но перемен в руководстве Компартии пока не ожидается. Геннадий Зюганов не готов уступить место Сергею Удальцову
Ольга Жермелева
Сергей Удальцов (слева) и Геннадий Зюганов. Фото: РИА НОВОСТИ/Александр Уткин

После президентских выборов коммунисты всерьез задумались о будущем партии. Стратегию дальнейшего поведения и позиционирования определят в ходе президиума ЦК, который пройдет на следующей неделе. А также на пленуме, который состоится в конце марта. В партии готовятся предложения о наращивании уличной активности, более четком обозначении оппозиционности КПРФ на фоне других парламентских партий. А также размышляют о партийном будущем оппозиционера Сергея Удальцова.

— Сейчас идут разговоры внутри партии об усилении оппозиционности и протестной, уличной активности, это будет ответом на нелегитимные выборы. Да, мы признаем, что Путин лидирует, но не с таким же результатом, — рассказал «Известиям» видный депутат от КПРФ, который предпочел остаться неназванным.

По данным Компартии, Зюганов на прошедших выборах должен был набрать не менее 25%, а не 17,18%. Последний результат стал для лидера КПРФ одним из самых низких. Лучший результат он получал на выборах 1996 года, выйдя во второй тур с 40,31% голосов.

— У Жириновского результат в два раза ниже результата ЛДПР на думских выборах, у Миронова в четыре раза ниже. Мы в Москве получили более миллиона голосов, у нас никогда такого результата на думских выборах не было, — оптимистичен секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов.

Между тем сам лидер КПРФ итоги последних выборов так и не признал. И стал единственным оппонентом Путина по президентской гонке, который не только не явился на встречу с новоизбранным президентом, но и не поздравил его с победой. Не был замечен он и 5 марта на митинге КПРФ в центре Москвы. В штабе партии объяснили это недостаточным количеством людей на митинге.

Причины не самого оптимистичного результата лидера КПРФ по итогам президентской кампании (17,18% голосов, личный рейтинг Зюганова оказался ниже результата КПРФ на думских выборах 2011 года — 19,19%. — «Известия») объясняют появлением в списке Михаила Прохорова. В партии полагают, что именно он забрал у коммунистов часть протестного либерального электората, голосовавшего за любого, кроме Владимира Путина.

Есть и еще одна причина для беспокойства коммунистов, которая заставляет их быть активнее: это вступление в силу президентских законов о либерализации политсистемы.

— Появится множество партий левого толка. Они могут отобрать часть электората у КПРФ, возможно, отпадет и необходимость в жестком оппонировании «Единой России», поэтому «эсеры» и коммунисты могут потерять те мотивы, благодаря которым получали хорошие результаты, — полагает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

По мнению Ремизова, главная задача в ближайшие годы для лидера КПРФ — привести в партию преемника.

В частности, тема преемника Геннадия Зюганова была поднята после активного участия Сергея Удальцова в президентской кампании главного коммуниста, что заставило экспертов говорить о нем как о будущем лидере Компартии.

Однако, по мнению экспертов, вопрос о новом лидере в КПРФ вряд ли будет поднят в ближайшее время.

Удальцов занимает нишу «левого» политика. А у КПРФ мощное консервативное крыло, которое он закрыть не сможет. Выходом было бы создание мощного «левого проекта», например, совместно с «эсерами», которые сейчас тоже мечутся. Но, видимо, Зюганов здесь диалог вести пока не готов и, судя по заявлением, никому уступать не намерен, рассуждает Ремизов.

Вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин называет другую причину невозможности прихода Удальцова к руководству партии.

— Любой преемник Зюганова вызовет недовольство. Поэтому Зюганов сегодня выступает как объединительная сила, — констатирует он.

Да и сами коммунисты не спешат принять Удальцова в свои ряды и тем более сделать его одним из руководителей партии.

Пока, как ранее рассказывал Геннадий Зюганов, партия обновляется следующим образом: каждый депутат берет в помощники молодых людей. В перспективе они могут стать депутатами Госдумы. Правда, для этого, напоминает Сергей Обухов, им еще надо стать партийными.

Впрочем, сам Сергей Удальцов в беседе с «Известиями» такого исхода не исключил. По его мнению, сегодня левые силы проигрывают из-за раздробленности, поэтому его движение выступает за консолидацию.