Ночной губернатор Петербурга сел как рэкетир

Владимира Барсукова приговорили к 15 годам заключения за вымогательство, но лишили «тамбовской ОПГ»
Владимир Баринов
Предприниматель Владимир Барсуков (Кумарин), обвиняемый в вымогательстве денег у владельцев торгового комплекса «Елизаровский», в зале Мосгорсуда во время оглашения приговора. Фото: РИА НОВОСТИ/Андрей Стенин

Куйбышевский райсуд Санкт-Петербурга на выездном заседании в Москве вынес новый приговор авторитетному бизнесмену Владимиру Барсукову (Кумарину). На этот раз его обвиняли в вымогательстве 20 млн рублей у руководителей петербургского торгового центра «Елизаровский». С учетом первого срока в 11,5 лет за рейдерство, общий срок составил 15 лет заключения. Его подельник — адвокат Дмитрий Рафалович — получил 10 лет.

Процесс петербургского суда перенесли в Москву из соображений безопасности. В 1990-х Барсуков являлся лидером одной из самых могущественных ОПГ Северо-Запада — «тамбовской» и носил титул «ночного губернатора Петербурга». Поэтому следователи решили, что даже будучи в СИЗО в Санкт-Петербурге, он сможет оказывать давление на участников процесса.

По версии следствия, в 2005–2006 годах Барсуков, Рафалович, а также Владимир Энеев (Слава-Зверь) обложили данью владельцев петербургского торгового центра «Елизаровский» Павла Орлова, а после его убийства — его преемников. В случае отказа платить они обещали бизнесменам неприятности. Всего рэкетиры получили около 20 млн рублей.

Довести Барсукова и Рафаловича до суда удалось благодаря показаниям Энеева, который был задержан в Санкт-Петербурге еще в конце 2006 года. Он сотрудничал со следствием, поэтому суд приговорил его к условному сроку и штрафу.

Во время прения сторон прокуратура запросила для Барсукова 18 лет лишения свободы, а для Рафаловича — 11,5. Адвокаты подсудимых просили их оправдать.

Суд счел вину Барсукова и Рафаловича доказанной и приговорил их к 12 и 10 годам заключения. В 2009 году Барсуков уже получил 11,5 лет за рейдерство, поэтому после частичного сложения сроков суд решил, что он проведет в заключении 15 лет.

Отдельно судья Федорова отметила в приговоре, что упоминание о Барсукове как лидере «тамбовской ОПГ» должно быть исключено из материалов дела, так как эти данные не нашли подтверждения в ходе судебного следствия.

Адвокат Барсукова Сергей Афанасьев заявил «Известиям», что сторона защиты обязательно обжалует вынесенный приговор.

— Даже если Барсуков виновен, с чем мы не согласны, то суровость приговора поражает, — заявил «Известиям» адвокат. — За убийство дают меньше, чем за два эпизода вымогательства больному человеку, инвалиду 1-й группы!

В 2010 году глава СКР Александр Бастрыкин пообещал довести до логического завершения все дела Барсукова, связанные с организацией преступного сообщества, убийствами и рейдерскими захватами. Самое громкое из них — дело о покушении летом 2006 года на владельца Петербургского нефтяного терминала Сергея Васильева. Тогда бизнесмен был тяжело ранен, а его охранник убит.

Один из первых руководителей подразделений по борьбе с оргпреступностью в системе МВД и экс-депутат Госдумы Александр Гуров говорит о Барсукове как о неординарной фигуре в криминальном мире, но считает, что его время прошло.

— Это волевой парень из глухой тамбовской деревни, который пользуется колоссальным авторитетом в криминальном мире, а его репутация имеет оттенок «робингудовщины», — рассказывает «Известиям» Гуров. — Эра Барсукова с его кровавыми войнами с конкурентами ушла в прошлое, почти все авторитеты тех времен погибли или легализовались в бизнесе, но влияние у него еще осталось.

По словам Гурова, врагов у Барсукова было предостаточно. Например, в 1993 году он пережил покушение. Погиб его телохранитель, но сам Барсуков получил лишь тяжелейшие ранения. Месяц он провел в коме, врачам пришлось ампутировать ему правую руку. После этого Барсуков около двух лет лечился на границей в Германии и Швейцарии.

Замгендиректора питерского агентства журналистских расследований Евгений Вышенков считает 15-летний срок для Барсукова адекватным наказанием, но говорит, что довести до суда другие «его» дела о рейдерстве будет непросто.