Посмертная маска Шаляпина уйдет с молотка

В Женеве распродают уникальную коллекцию Сергея Лифаря
Юрий Коваленко,
Посмертная маска Шаляпина. Источник: all-moscow.ru

В течение четырех дней — с 12 по 15 марта — в Женеве будут распродавать коллекцию легендарного танцовщика и хореографа Сергея Михайловича Лифаря (1905–1986). Часть ее разошлась еще при его жизни и сразу после его кончины. То, что осталось, долгие годы хранилось у его вдовы, графини Лиллан Алефельд, которая умерла два года назад.

На торги будут выставлены около 300 картин и рисунков, 3 тыс. фотографий, музыкальные рукописи, книги, афиши, личные вещи — словом, настоящая летопись целой балетной эпохи, связанной с именем Сергея Лифаря. Он дружил или поддерживал контакты со многими выдающимися деятелями своего времени — от Сергея Дягилева и Пабло Пикассо до Игоря Стравинского.

С молотка пойдут портреты Лифаря, нарисованные Пикассо, работы Шагала и Гончаровой, которые оформляли его балеты, произведения Анненкова, Добужинского, Александра Бенуа, а также рисунки Жана Кокто, среди которых малоизвестный цикл «Опиум».

Сергей Лифарь играл исключительную роль в жизни русской эмиграции и выступил главным организатором празднования в Париже столетнего юбилея со дня рождения Пушкина. Исключительную ценность представляет и колоссальный фотоархив Лифаря, в котором запечатлена история «Русских сезонов» и их создателя Сергея Дягилева.

До самой кончины Дягилева Лифарь был верным его спутником, а после смерти антрепренера выкупил его уникальную библиотеку, в которой пушкинские книги и рукописи занимали центральное место.

Он пополнил ее новыми приобретениями — старопечатными изданиями XVI–XIX веков. У него была одна из лучших русских библиотек в Западной Европе. Часть ее Лиллан Алефельд передала в дар Киеву — родине Сергея Михайловича. В 1970-е Лифарь предлагал СССР письма Пушкина Наталье Гончаровой — в обмен на постановку его балета на сцене Большого театра, но Москва отказалась.

В Женеве продадут неизвестные снимки Дягилева, Стравинского, Бакста, выдающихся балерин Ольги Спесивцевой, Веры Немчиновой и, конечно, самого Лифаря в различных ролях и в жизни. На многих фотографиях он заснят с такими звездами, как Чарли Чаплин, Марлен Дитрих, Ингрид Бергман и даже Жан-Поль Бельмондо.

В числе других лотов — рукописные варианты и первые издания партитур Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Шостаковича, Онеггера, Пуленка, которые находились в коллекции Лифаря. Среди раритетов — собрание русских народных песен в двух томах, датированное 1806 годом, — издание, предназначенное для Александра I, а также посмертная маска Федора Шаляпина, снятая самим Лифарем.

После ухода из Парижской оперы у Лифаря открылся талант художника. Выставки его картин в 1970-е годы проходили в Париже, Канне, Венеции, Монте-Карло. Часть этих работ будет продана в Женеве.

Самым трогательным сувениром, связанным с жизнью великого танцовщика, организаторы аукциона называют плюшевого медвежонка, который всегда висел в его ложе. «Хорошо ли я сегодня выступал?» — спрашивал его Лифарь после каждого своего выступления.