«Четко и максимально прозрачно», — так оценил ход голосования на выборах в Петербурге губернатор Георгий Полтавченко. Сам градоначальник проголосовал еще утром на избирательном участке № 1348, расположенном в гимназии № 56 Петроградского района.
Уходя, губернатор похвалил районную власть, отметив, что на этот раз чиновники постарались сделать все возможное для нормального проведения выборного процесса.
— Мне кажется, такой организации не было еще ни разу, во всяком случае, в Петербурге, — заявил Георгий Полтавченко.
Самое светлое впечатление оставил процесс голосования и у вратаря «Зенита» Вячеслава Малафеева.
«Гражданский долг выполнен!!! Всем удачи с выбором своего кандидата!» — отчитался в своем твиттере голкипер. И даже фотографию приложил — себя любимого перед урной.
Интернет-болельщики тут же засыпали вратаря вопросами:— За кого проголосовали? За Широкова или Кержакова? — За Аршавина, — отшутился Малафеев, входивший, если кто не помнит, в число доверенных лиц Владимира Путина.
А тем временем на избирательном участке в гимназии при Русском музее, что на площади Искусств, отдал свой голос по открепительному талону певец Борис Моисеев. В Петербурге поклонник «голубой луны» оказался по творческой надобности: 4 марта, прямо в день выборов, у Моисеева был назначен концерт в БКЗ «Октябрьский».А вот истинный петербуржец, боксер Николай Валуев, сделал свой выбор, наоборот, в Москве, тоже по открепительному талону.
«Проголосовал! Слово сдержал — привет вам передал и ручкой махнул! Вперед, Россия!» — написал в своем микроблоге тяжеловес, ныне депутат Госдумы РФ.Впрочем, были и недовольные. Так, в общественной приемной кандидата-самовыдвиженца Михаила Прохорова еще днем заявили о множественных нарушениях, по их данным, имевших место в Петербурге.
— На некоторые участки, в основном в Центральном районе, не допустили наших наблюдателей, заявив, что от Михаила Прохорова уже есть люди. Однако поговорить с ними и выяснить, кто они такие, нам не удалось, — сообщил руководитель петербургской приемной Константин Митчин.
По уточненной информации, таких недопущенных «прохоровцев» в Петербурге набралось аж полсотни.
— Кроме того, у нас есть сведения об участках-фантомах, которые были зарегистрированы накануне выборов — в пятницу. Направить туда наблюдателей было уже невозможно, и что происходило на этих участках, нам неизвестно. Могу доподлинно сказать, что один из таких «фантомов» находился в Львином переулке, в доме № 1, — добавил Митчин.
Наблюдатели от «Яблока» также нашли массу накладок в проведении выборов. Однако их информация пока никак не подтвердилась. Так, руководитель партийного штаба Николай Рыбаков со ссылкой на возмущенных горожан сообщил, что на одном из участков «группа людей голосует уже в третий раз, до этого отметившись на соседних участках. «Известия» решили проверить эти данные, но уже в колл-центре «Яблока», принимавшем звонки о нарушениях, нам ответили, что таких сведений нет. И совсем уж курьезный случай выпал на долю сторонников Сергея Миронова. Наблюдатель от его петербургского штаба Илья Учитель с утра начал бить тревогу: мол, в Адмиралтейском районе с участка № 44 унесли одну из трех урн, прихватив при этом 420 бюллетеней для голосования. Его смутил тот факт, что все бюллетени предназначались жителям одного дома — № 132 по набережной реки Фонтанки.
— Неужели так много граждан захотели реализовать свое право на дому? — волновался сторонник Миронова.
К вечеру разобрались: оказалось, что урну отправили в психоневрологический диспансер, где пациентов и вправду несколько сотен.
Международные наблюдатели от Европарламента и сената Франции тоже наблюдали за президентскими выборами и посетили в Петербурге три десятка участков для голосования. Что характерно, никаких вопиющих фактов европейцы не обнаружили. Хотя и признались, что особенности российского голосования их немного смутили.
— Меня, например, удивило, что избиратели не скрывают своего выбора и часто голосуют вне кабины для закрытого голосования, — заявил депутат Европарламента от Литвы Юстас Полецкис.
Эту же тенденцию отметил и член сената Франции Жоэль Герьо. Не понравился французу и тот факт, что заполненная графа в бюллетене видна в прозрачной урне. Однако к серьезным нарушениям все эти огрехи иностранные эксперты не отнесли. Скорее списали их на своеобразие нашего менталитета.