Россияне игнорируют кинотеатры

Несмотря на рост прокатных сборов и увеличение количества кинозалов, кинотеатры не стали продавать больше билетов
Дарья Черкудинова
Фото: Глеб Щелкунов

В начале года отечественные кинокомпании праздновали победу: сборы отечественных кинотеатров в 2011 году, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», увеличились на 16%, превысив $1 млрд, при этом касса фильмов, произведенных в России, выросла еще больше — на 19,1% и составила $192 млн. Компания Movie Research тем временем подсчитала, что количество проданных билетов при этом осталось примерно на том же уровне, что и в 2010 году, то есть рост рынка был обусловлен ростом цен. При этом, согласно опросу, проведенному Movie Research, отечественный зритель уже не готов к повышению цен на билеты.

Компания Movie Research проанализировала посещаемость российских кинотеатров за 2011 год и выяснила, что этот показатель практически не изменился по отношению к 2010 году и составил 169,7 млн человек против 168,6 млн соответственно. Таким образом, прирост числа проданных билетов оказался в рамках 1%. Гендиректор компании Олег Иванов отмечает, что за последние семь лет отсутствие роста продаж билетов в кино отмечается впервые, при этом в России количество кинозалов увеличилось, согласно данным крупных киносетей, примерно на 10%.

Эксперты Movie Research считают, что виноваты в том, что не растут продажи билетов, высокие цены, которые устанавливают кинотеатры. Согласно данным кинотеатров, в 2011 году стоимость посещения сеанса выросла на 22% в среднем по России и составила 207 рублей. Компания провела опрос среди 8 тыс. респондентов в 16 городах России и выяснила, что 29% потенциальной аудитории новинок кинопроката в последний раз смотрели фильм в кинозале около года назад. При этом 39% опрошенных ссылаются на нехватку времени, 17% предпочитают скачать фильм в интернете, 11% не устраивает репертуар. Иванов считает, что киноиндустрии необходимо серьезно задуматься: «Цены на билеты в кино у нас уже просто зашкаливают, они сопоставимы с ценами во многих развитых странах», — считает он. Снижать цены Movie Research предлагает рыночным способом: строить и реконструировать кинотеатры, прежде всего в небольших городах, создавая конкуренцию существующим игрокам. В том случае, если стоимость билетов не вырастет за год более чем на 5%, удастся привести в кинотеатры на 5–6% больше людей в 2012 году, подсчитали эксперты.

Возведением кинотеатров в малых и средних городах занимается компания «Киносити», основанная Федором Бондарчуком и Эдуардом Пичугиным. В начале года проект получил кредит в 2,5 млрд рублей от Внешэкономбанка для строительства как минимум 250 мультимедийных киноцентров по всей России. Председатель совета директоров компании Эдуард Пичугин согласен с выводами Movie Research и намерен действовать в соответствии с рекомендациями Иванова. «У нас в работе сейчас 15 проектов в разных малых городах, и везде в них средняя цена за билет установлена на уровне 180 рублей на ближайшие год-два», — сообщил он. По словам Пичугина, с появлением новых кинозалов в малых городах возникла надежда на снижение цен на билеты. «Посмотрите, что случилось с форматом 3D, раньше, пару лет назад, сеансы стоили в 2–3 раза дороже, чем на фильмы в 2D, теперь цены почти сравнялись», — отмечает он.