Перевозчики не хотят один билет на все виды транспорта

По их мнению, у них слишком разные интересы, чтобы учесть их при создании единого проездного
Григорий Смолицкий
фото: ИЗВЕСТИЯ

При введении в эксплуатацию единого тарифа на весь городской транспорт система доходов городских перевозчиков должна стать более прозрачной. По словам источника в департаменте информационных технологий (IT), который разрабатывает транспортное приложение к универсальной электронной карте, планируемое нововведение получило неоднозначные оценки самих транспортников, пытающихся при этом затормозить реализацию проекта.

— Универсальная электронная карта по закону должна войти в оборот уже с 1 января 2013 года, - сообщил представитель IT-департамента. - Сейчас рабочая группа из перевозчиков и соответствующих московских ведомств готовит транспортное приложение, которое позволит расплачиваться этой картой.

Однако, по мнению представителя ведомства, разговор идет о том, чтобы не делать разные приложения для метро, Мосгортранса, МЖД и частных перевозчиков, а подготовить единый билет по единому тарифу. Внедрение этого новшества транспортники активно тормозят - им удобнее иметь собственную систему расчетов со своими льготами, которую сложнее проверить.

— Если, например, Мосгортранс заявляет, что перевозить льготников не выгодно, то сегодня это нелегко проверить, - пояснил собеседник «Известий».

— Пока введение единого тарифа только обсуждается, - рассказал Жанна Терехова, руководитель пресс-службы департамента транспорта. - Подсчеты только начались и поэтому сейчас невозможно сказать, для кого единый тариф будут более удобными, а для кого нет.

В свою очередь представитель метрополитена Павел Сухарников объяснил, что метро будет пользоваться такой тарифной сеткой, которую им спустит региональная энергетическая комиссия, и что-то обсуждать можно будет после того, как она начнет работать.

Эксперты заметили, что проблема заключается не в открытости самой схемы, а в том, что выбрать удовлетворяющий всех тариф практически невозможно.

— У разных структур очень разнятся расходы, доходы и сама организация работы, - объяснил Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам». - Крайне сложно сделать единый тариф с учетом, например, пригородных перевозок.

По словам эксперта, пригородные пассажирские перевозки вообще убыточны. Если их унифицировать с московскими, то либо цены в городском транспорте станут заоблачными, либо проезд в электричке подешевеет и будет приносить убытки.

Баранов предположил, что единый тариф может составить до 35 рублей за одну поездку. При этом он добавил, что с точки зрения удобства перемещения, введение единого билета и единого тарифа на все виды транспорта — вещь удобная.

— При движении из точки А в точку Б пассажира не интересуют технические детали – по рельсам он едет или по асфальту, везет его «Автолайн» или «Мосгортранс», - высказал свою позицию сопредседатель общественного движения «Город и транспорт» Александр Морозов. - И кстати, если между домом и работой человека нет прямого маршрута, а приходится пересаживаться с метро на маршрутку и электричку, то получается, что человек платит трижды. В результате пассажир нередко предпочитает круговой путь на метро вместо прямого пути на наземном транспорте или электричке, чтобы не переплачивать.

Введение единой системы оплаты не только позволит выбирать пассажиру самый быстрый путь без доплаты, но и обеспечит более равномерную нагрузку транспортной системы.

При этом, по мнению Морозова, ввести единую билетно-тарифную систему не так сложно. Сейчас устройствами для электронной оплаты не оборудованы только машины частных компаний. По мнению специалиста, надо просто обязать их оснащать подвижной состав оборудованием для приема единых билетов на уровне подписания контракта.