Экипаж «Булгарии» спасается от суда

Заподозренная в пьянстве команда затонувшего теплохода игнорирует судебные процессы
Герман Петелин
фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев

Неожиданный поворот произошел на суде по делу капитана буксира «Дунайский-66» Александра Егорова, обвиняемого в неоказании помощи теплоходу «Булгария». Потерпевшие по делу — члены команды «Булгарии» — игноририруют судебные заседания. На процессе свидетели заявили, что в день трагедии экипаж теплохода был пьян и не мог организовать полноценную спасательную операцию.

Адвокат капитана буксира «Дунайский-66» Аида Камалова рассказала «Известиям», что 25 человек из числа экипажа «Булгарии» считаются по делу потерпевшими, но на суд не ходят. Адвокат поставила перед судом вопрос об их розыске и принудительной доставке в суд.

— У меня такое ощущение, что команда скрывается: некоторые получили компенсацию и сменили местожительство, другие переехали к родственникам, — рассказывает адвокат.

Камалова утверждает, что у команды «Булгарии» есть причины избегать суда и других участников процесса.

— Повар «Булгарии» Руфина Алиева рассказала в своих показаниях о том, что весь экипаж затонувшего теплохода в день трагедии был пьян, — заявила «Известиям» адвокат. — Я не хочу никого обвинять, но экипаж явно скрывается от родственников погибших пассажиров.

На суде свидетели заявили, что пассажиры «Булгарии» также видели нетрезвую команду и во время крушения, сбрасывали моряков в воду и не давали им мест на спасательных плотах.

— Например, старшего помощника капитана «Булгарии» пассажиры чуть не убили, скинули со спасательного плота, и он долго плавал рядом, — рассказывает Аида Камалова. — На плотах досталось и другим членам экипажа.

Однако, адвокат признает, что, кроме свидетельских показаний, что экипаж был пьян, доказательств у следствия нет.

— Экспертиза на алкоголь не проводилась, потому что капитан судна «Арабелла» Роман Лизалин, подняв на борт спасенных, наливал им для снятия шока и обогрева стопку, — объясняет «Известиям» адвокат.

Эксперты считают, что следствие обязано проверить версию о том, что трагедия произошла именно по вине экипажа «Булгарии».

— Судно — это объект повышенной опасности. На экскурсионном судне экипаж полностью несет ответственность за безопасность пассажиров, — считает зампредседателя Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук. — Если хотя бы некоторые члены команды «Булгарии» действительно были пьяны, за это их нужно отдавать в суд.

Константин Габелев, адвокат арендатора «Булгарии» Светланы Инякиной, которая сейчас находится под стражей, считает, что факт пьянства команды, доказывает невиновность его подзащитной.

— Мы будем добиваться снятия всех обвинений, ведь ответственность за ситуацией на судне несет его капитан, — заявил адвокат «Известиям».

Адвокат Игорь Трунов считает, что привлечь к ответственности экипаж «Булгарии» будет трудно.

— Привлечь к ответственности экипаж можно только в случае, если будет доказано, что он не выполнял свои обязанности и это повлекло за собой трагедию, — объясняет «Известиям» Игорь Трунов. — Пьянка на рабочем месте не считается отягчающим обстоятельством.

В Следственном комитете утверждают, что проверяли действия команды «Булгарии», но особых нарушений не нашли.

— Судно ушло под воду за три минуты, поэтому организовать за это время полноценную эвакуацию пассажиров невозможно, — пояснил «Известиям» источник в СКР Татарстана.

Родственники погибших пассажиров и членов экипажа «Булгарии» считают, что виновниками трагедии назначены «стрелочники».

— Судить нужно не экипаж или прошедших мимо «Булгарии» капитанов, а тех, кто разрешил выход в рейс аварийного судна, — рассказывает «Известиям» Сергей Киселев, чей родной брат Дмитрий погиб на «Булгарии» вместе с женой и маленькими детьми.

По версии следствия, 10 июля 2011 года буксир Дунайский-66», которым командовал Александр Егоров, оказался в Куйбышевском водохранилище около тонущего теплохода «Булгария». Выжившие пассажиры с «Булгарии» запомнили буксир с баржами, который проходил мимо места катастрофы. Жертвы крушения махали руками, пытаясь привлечь внимание экипажа, но «Дунайский» не остановился. Против капитана было возбуждено уголовное дело по статье 270 УК РФ «Неоказание капитаном помощи терпящим бедствие».

Cам Егоров заявляет о своей невиновности: буксир тянул груженые баржи, поэтому остановиться около «Булгарии» сразу не мог.