За смерть Цезаря братья Тавиани получили «Золотого медведя»

Жюри Берлинале отметило европейские мелодрамы, африканское кино и воинственный артхаус
Андрей Щиголев,
фото: REUTERS/Morris Mac Matzen

Берлинский кинофестиваль назвал имена победителей. Главный приз — «Золотой медведь» — достался картине братьев Тавиани «Цезарь должен умереть». Это решение, пожалуй, примирило всех — «Медведь» достался действительно лучшей картине конкурса.

Если про «Золотого медведя» все понятно — его получает лучшая картина конкурса, то при распределении остальных наград всегда присутствует значительная доля условности. Награды получают картины, которые произвели впечатление на жюри, но вот какие именно награды — часто решает случай.

В этом году сразу три из восьми возможных наград жюри отдало откровенным мелодрамам — датской костюмной ленте «Роман королевы» (награды за лучший сценарий и лучшую мужскую роль — Микель Боэ Фольскор) и немецкой «Барбаре» Кристиана Петцольда (приз за режиссуру).

Заурядная немецкая картина, действие которой происходит за несколько лет до объединения Германии, долгое время загадочным образом лидировала также в списке лучших картин, по мнению критиков, лишь ближе к концу фестиваля уступив место португальскому «Табу».

Стилизованная под немое кино лента Мигеля Гомеша попала, что называется, в тренд сезона — ей достался приз имени Альфреда Бауэра за поиски нового киноязыка и за прозорливость. Сам Гомеш явно рассчитывал не на утешительную медаль, а как минимум на «Серебряного медведя».

На пресс-конференцию победителей Берлинале он вышел с кислой ироничной улыбкой, в которой можно было прочесть явное разочарование — возможно, до Гомеша долетел слух о том, что накануне вручения наград Майк Ли попросил организаторов устроить ему повторный просмотр португальской картины.

Но мнение критиков чаще всего не совпадает с мнением профессионального жюри — и вместо желанного «Медведя» португальцу пришлось довольствоваться наградой от жюри кинокритиков ФИПРЕССИ.

Лучшей актрисой фестиваля назвали Рэйчел Мванзе из Конго, сыгравшую главную роль в картине «Боевая ведьма» («Повстанка»). Картина рассказывает о 12-летней партизанке, наделенной способностью видеть призраков. Вряд ли работу Мванзе можно назвать лучшей — в этой категории можно было бы, скорее, отметить Лею Сейду, сыгравшую сразу в двух конкурсных картинах, или Нину Хосс из «Барбары».

Однако сама картина явно была достойна награды. Тем более, что в годы правления Дитера Косслика Берлинале всегда пристально смотрел в сторону Африки, южноафриканский фильм «Кармен из Каеличи» даже получал здесь «Золотого медведя», а в конкурсе этого года было сразу две африканские картины. Но если сенегальская лента «Сегодня» напоминала, скорее, студенческие упражнения в прекрасном, то конголезский фильм «Повстанка» получился довольно крепким и, что немаловажно, понравился зрителям.

«Повстанку» вместе с «Романом королевы» показали под самый занавес фестиваля, помогая жюри сделать выбор по свежим впечатлениям. Однако художественное чувство взяло верх над гражданским, и «Золотой медведь» достался все-таки фильму, а не континенту.

Совершенно оправданным кажется решение жюри отметить специальным упоминанием картину «Сестра» Урсулы Мейер. Эта великолепная картина наравне с лентой Тавиани с художественной точки зрения была лучшей лентой программы. Но второе место и «Серебряного медведя» жюри отдало не Мейер, а венгерскому режиссеру Бенцу Флиегауфу за картину «Только ветер».

Как и в прошлом году, когда второй приз фестиваля получила еще одна венгерская картина, «Туринская лошадь» Белы Тарра, жюри решило поддержать воинственно настроенный по отношению к зрителю артхаус, стремительно исчезающий из конкурсных программ крупных фестивалей.

Главным неудачником нынешнего Берлинале, пожалуй, можно считать Вана Цюаньаня — его трехчасовая фреска «Равнина Белого оленя» о судьбе крестьянской общины в начале эпохи социальных потрясений по уровню мастерства на голову превосходила большинство картин конкурса и была достойна одной из главных наград.

Без «Медведя», впрочем, фильм Вана Цюаньаня не остался — жюри присудило картине награду за операторскую работу — ту самую, которую получил здесь два года назад российский оператор Павел Костомаров за фильм «Как я провел этим летом».